|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СОКРАТ(ок. 470 до н. э., Алопеке, близ Афин, - 399 до н. э., Афины), др.-греч. философ. Родился в семье ваятеля и акушерки. В молодости занимался ваянием, принимал участие в воен. походах афинского ополчения. Позже посвятил свою жизнь филос. творчеству и пед. деятельности, пользуясь исключительно устным методом преподавания. Осн. источники сведений о С. и его учении - сочинения его учеников Платона и Ксенофонта. Был обвинён во «введении новых божеств и развращении юношества», приговорён афинским судом к смерти. Отверг предложение друзей о побеге и принял яд. Средоточие фил ос. интересов С. - человек; его девиз: «Познай самого себя». При этом человек рассматривается преим. как нравств. существо, в центре философии С. находится учение о нравственности. Осн. положением нравств. учения С. было рационалистич. отождествление добродетели и познания. Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, С. видел гл. цель пед. деятельности в освобождении человека от всех дурных внеш. влияний и в создании гармонич. ного единства его жизненных потребностей и способностей. Развитие последних, по С., обусловлено интересом к знаниям, к-рые помогают в практич. деятельности Усвоению «универсального знания», т.е. философии, С. предпосылал низшую, подготовит, ступень образования, на к-рой много внимания уделял физич. и эстетич. воспитанию. Для осуществления осн. цели воспитания - личного морального совершенствования - рекомендовал изучать гл. обр. этику. Деятельность С. заключалась в обсуждении проблем познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте и в любое время. С. не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого разл. имуществ. положения, образования, полит. убеждений и нравств. качеств. Смысл деятельности С. состоял в том, чтобы с помощью определённым образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ.н. тем самым привести его от неопределённых представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов (т. н. сократический метод). Для этих бесед характерны две специфич. черты: т. н. сократова индукция - построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, собеседник сам постепенно убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е. шутливо искажённая позиция учителя, подчёркивающего своё мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности ученика. Гл. задачу своих бесед С. видел в том, чтобы вызвать к жизни лучшие душевные силы ученика на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Вызов этих сил С. считал «вторым рождением» и то учительское иск-во, к-рое должно было помогать этому второму рождению, называл майевтикой - «повивальным» иск-вом, намекая на профессию своей матери и подчёркивая ту мысль, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, но что оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Учитель должен пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а ученик должен быть освобождён от влияний семьи, господствующих обществ, воззрений. Пед. принципы С. - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиб. действенным воспитат. средством и др. - нашли отклик уже в античности. Занимаясь со своими учениками, им следовал Плутарх (1—2 вв. н. э.), они нашли отражение в его «Нравственных сочинениях». В 17 в. нек-рые положения сократовской педагогики были включены Я. А. Каменским в «Великую дидактику». Образ С. вошёл в сознание последующих поколений как высочайший пример независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех др. побуждений. Источи.: Ксенофонт Афинский, Сократим, соч., М. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1—3, М., 1968—72; его же, Диалоги, М., 1986.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|