|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СИРОТСТВОнегативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. В самом понятии «сироты» заложены такие черты, как зависимость одиноких людей от др. лиц, отсутствие естественных прав и др. С древних времён сироты вызывали к себе жалостливое отношение, стремление приласкать и утешить обездоленного ребёнка, однако судьба сирот всегда была нелёгкой. Для устройства детей-сирот использовались разл. формы: организация учреждений для сирот - воспитательных домов, сиротских дет. приютов, уч.-вос-питат. учреждений и др. (при монастырях, церквах, государственные, на средства частных лиц и пр.); опека и попечительство, усыновление и др. Первые крупные заведения для беспризорных детей известны в Европе с 8 в. (Милан), в России с нач. 18 в. (Новгород). В 20 в. мировые войны, революции и др. социальные потрясения, кризис общества не только стали причиной появления большого числа сирот, но и вызвали в большинстве стран мира (в т. ч. и экономически развитых). новое явление - сиротство социальное, обусловленное социально-экон. и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям. Социальные сироты - это группы детей до 18 лет, к-рые имеют родителей, лишённых родительских прав, страдающих тяжёлыми заболеваниями, в т. ч. и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т. п.; отказавшихся от своих детей и др. Явления безнадзорности и беспризорности, распространившиеся после 1-й мировой войны и в течение последующих десятилетий сократившиеся, с новой силой возникли в 80-х гг. 20 в. Большое число детей стало покидать семьи и воспитат. учреждения из-за плохого обращения и содержания. Одна часть из безнадзорных детей продолжала поддерживать ограниченные контакты с семьёй, другие дети стали социальными сиротами. К причинам социального С. также относятся: резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экон. расслоение, межнац. конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания и др. Все эти факторы характерны для мн. стран и разрушительно воздействуют на семью. В результате снижается рождаемость, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои и т. п. С сер. 80-х гг. проблемы социального С. находятся в центре внимания мировой общественности. Во мн. гос-вах разрабатываются спец. программы социальной защиты детей-сирот. Дет. фонд ООН (ЮНИСЕФ). занимается теоретич. и практич. исследованиями социального С. в мире. В России после 1917 наблюдалось неск. периодов увеличения числа детей-сирот. В результате 1-й мировой войны, Окт. революции и Гражд. войны беспризорность стала массовой и приняла угрожающий характер. Гос-во полностью взяло на себя заботу о детях-сиротах, организовав разновозрастные воспитат. интернаты для проживания и обучения воспитанников (детские дома, школы-коммуны и др.), в т. ч. исправит.-воспитат. учреждения закрытого типа для правонарушителей (дет. колонии, трудовые и с.-х. коммуны и др.). Гос. меры по устройству сирот дали положит, результаты и в 1935 было провозглашено, что беспризорность в стране ликвидирована. Однако в 30-х гг. возникла вторая волна социального С., связанная с массовыми репрессиями. Появилось большое число детей «врагов народа», к-рые часто направлялись в дет. дома, где содержались в суровых условиях. В годы Вел. Отеч. войны принимались экстренные меры по сохранению жизни осиротевших детей. После войны в стране система воспитательных учреждений для детей-сирот функционировала в достаточно гибком и нестандартном виде, но в 50-х гг. была унифицирована и сведена преим. к типу дет. дома. Все интернатные учреждения для детей-сирот.н. детей, лишённых попечения родителей, были распределены между ведомствами (эта структура сохранилась до 90-х гг.): здравоохранения (дома ребёнка для малышей), образования (дет. дома, интернаты), внутр. дел (специальные уч.-воспитат. учреждения и воспитательно-трудовые колонии для детей-правонарушителей), социального обеспечения (специнтернаты для детей-инвалидов). Т. о., выбор форм устройства детей-сирот зависел от их возраста, состояния здоровья и поведения. Личные интересы и качества ребёнка, родственные связи (братья и сестры могли помещаться в разные заведения). практически не учитывались. Ещё в кон. 60-х гг. обозначилась тенденция к созданию школ-интернатов за счёт сокращения дет. домов, что ещё больше ограничило социальные контакты детей-сирот с окружающей средой и снизило возможности социализации. В 70-х гг. интернатные учреждения практически превратились в «закрытую зону». Проблемы С. не рассматривались гласно общественностью и не изучались серьёзно педагогами. К нач. 80-х гг. ситуация социального С. резко обострилась. Увеличилась (в 3 раза). численность воспитанников интернатных учреждений, изменился их состав. Большинство стали составлять т. н. отказные дети - рождённые вне брака одинокими матерями и оставленные ими на попечение гос-ва, а также дети, родители к-рых лишены своих прав по воспитанию детей решением суда. Возросло число детей с разл. отклонениями в физическом, умственном и нравственном развитии. Был принят ряд гос. мер по нормализации жизни детей-сирот, определена правовая защита сирот, укреплена материальная база дет. учреждений. Начали работу Российский детский фонд (осн. в 1987 как Сов. дет. фонд им. В. И. Ленина), ряд благотворит, фондов и орг-ций. Однако попытки улучшить ситуацию с социальным С. не смогли изменить её в целом. По данным Мин-ва образования, в Рос. Федерации на 1.1.1994 насчитывалось св. 0,5 млн. сирот.н. детей, лишённых попечения родителей (лишь у 5—8% детей родители умерли). Из них 135 тыс. детей-сирот находилось на усыновлении, св. 180 тыс. - под опекой и попечительством, св. 3 тыс. - в семейных дет. домах Рос. дет. фонда, ок. 160 тыс. - в интернатных учреждениях, в т. ч.: 20 тыс. в домах-интернатах Минсоцзащиты, 8 тыс. в домах ребёнка Минздрава, а также в учреждениях, находящихся в ведении Мин-ва образования РФ, - 42 тыс. в дет. домах, 25 тыс. в школах-интернатах для детей-сирот, 25 тыс. в общеобразоват. школах-интернатах, 21 тыс. в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии, 11 тыс. в дет. домах для детей с отклонениями в развитии, 4 тыс. в ПТУ, 300 чел. в спец. ПТУ, 800 чел. в ср. и высш. уч. заведениях. Условия содержания детей в большинстве учреждений вызывают серьёзную озабоченность общественности. Поиск более эффективных форм социального воспитания детей-сирот относится к общенац. задачам. Св. 50% воспитанников домов ребёнка имеют родителей, лишённых родительских прав, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершённые преступления. В 96,5% семей, где родители лишены своих прав, отец или мать, а чаще оба - хронич. алкоголики. От ребёнка, как правило, отказываются из-за его состояния здоровья, связанного с тяжёлым хронич. заболеванием (60%), и плохих материальных условий (ок. 20%). В 80—90-х гг. дома ребёнка из воспитат.-оздоровительных практически превратились в лечебно-реабилитационные и воспитат. учреждения. Напр., в Москве в нач. 90-х гг. в домах ре.бёнка 54% детей имели серьёзные дефекты развития (уродства, поражение центр, нервной системы, олигофрения и т. п.), у 8% задержка физич. и психоречевого развития и лишь 46% относительно здоровы. Проблема больных детей-сирот - одна из важнейших обществ, забот. После 3 лет они поступают в спец. уч.-воспитат. учреждения, где содержатся до 18 лет. Овладевшие трудовыми навыками по заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии устраиваются на работу, остальные переводятся в психо-неврологич. интернаты. Однако процент реабилитированных детей, а в дальнейшем полезных и полноценных членов общества мог бы быть гораздо выше, если бы их социально-трудовая адаптация осуществлялась регулярно. Один из путей решения проблемы с детьми-инвалидами - помощь гос-ва семье (увеличение оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а также пособия по инвалидности ребёнка, организация мед. консультаций, лечебных и оздоровит, мероприятий для больных детей и др.). В нач. 90-х гг. предпринята попытка создания реабилитац. центров, позволяющих ребёнку овладеть профессией и создающих условия для социализации личности. Ежегодно ок. 50 тыс. детей убегают не только из неблагополучных семей, но и из этих уч.-воспитат. заведений. Поскольку принудит, возвращение таких детей педагогически мало эффективно, отделы социальной защиты при муниципальных органах самоуправления и обществ, фонды организуют для них разл. приюты нового типа. Первостепенной задачей становятся пед. помощь, психол. коррекция, социальная адаптация воспитанников, расширение их социального опыта для успешного устройства в жизни. Специалисты ориентируют воспитателей этих учреждений на формирование у детей-сирот качеств личности, к-рые у них обычно развиты слабо: способность к социальному выбору, умение действовать в изменяющихся обстоятельствах, находить нестандартное решение и т. п. Многие интернатные учреждения системы Мин-ва образования России перепрофилируются в гимназии, разл. уч-ща (мед., с.-х., пед. и т. д.). Более распространённой формой стали смешанные дет. дома, дома детства (братья и сестры воспитываются вместе), в к-рых дети живут с рождения до 18 лет, нек-рые учреждения переустраиваются по семейному типу (квартиры, комнаты на 2—3 детей и т. п.). Расширились возможности для обоснованного выбора интернатного учреждения для детей с отклонениями в развитии, с пограничными состояниями. С целью их ресоциализации в обычных школах-интернатах создаются классы для детей с задержкой психич. развития и легкой умственной отсталостью. Предпочтение отдаётся открытым формам воспитания, в к-рых воспитанники больше общаются с окружающей социальной средой. Одно из эффективных направлений воспитания детей-сирот - расширение кол-ва семейных дет. домов (на нач. 90-х гг. в них воспитывалось ок. 3 тыс. сирот), а также использование в большем масштабе форм опекунства и попечительства, усыновления. Как правило, желающие предпочитают усыновить маленького и здорового ребёнка (обычно усыновляют 30% дошкольников и 70% мл. школьников). После 12 лет наиб. приемлемы опека и попечительство, связи с семьями (участие граждан в воспитании детей, находящихся в дет. учреждении, совместное проведение отдыха в выходные дни). и т. п. Создание центров опеки, усыновления, формирующих банк данных об опекунах и усыновителях, облегчит контакты граждан, к-рые хотят заняться воспитанием детей-сирот. В сферу их деятельности входят консультативная, мед., психол. и пед. помощь больным детям, диагностика физич. и психич. состояния ребёнка, а также контроль за осуществлением междунар. усыновления. Одна из важнейших задач общества - бытовое и трудовое устройство сирот-выпускников дет. интернатных учреждений. Отсутствие у них достаточных адаптивных способностей и семейной поддержки может вынудить девушек и юношей искать понимания в неформальных объединениях антисоциальной направленности, совершать правонарушения и т. п. Необходим механизм защиты их прав в обществе в соответствии в кон. венцией ООН о правах ребёнка. Лит. Положение детей в СССР, 1990. Состояние, проблемы, перспективы, М., 1990; Положение детей в России. Социальный портрет (1992), М., 1993; Положение детей в Рос. Федерации. Гос. ежегодный доклад, 1993, М., 1994; Проблемы сиротства и организация гос. помощи детям, лишившимся родительского попечения, М., 1992; Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание, М., 1992; Актуальные проблемы современного детства, М., 1992—93. Н. П. Иванова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|