СЕРОПОЛКО Степан Онисимович

(1872, Полтава, - 1959, Прага), педагог, земский деятель. Биографии, сведения о нём неполны. Окончил Моск. ун-т. Работал в Тульской, а затем в Моск. губернских земских управах. Опубликовал «Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области нар. образования» (1902). В 1912 совместно с А. М. Обуховым, Н. В. Чеховым и др. был соредактором справочно-обзорного издания «Нар. образование в земствах и городах» (1912). и справочника «Высш. крестьянская школа» (1917). Входил в комиссию по созданию Всерос. пед. об-ва, избранную 2-м Всерос. съездом представителей учительских об-в (кон. 1913 -нач. 1914). В окт. 1917 переехал в Киев, занимал ответственные должности в гор. управе по заведованию нар. образованием и в Ген. секретариате нар. образования Укр. республики. Читал лекции в киевском Фребелевском ин-те. Сотрудничал (1911—18). в рус. и укр. пед. периодике. В 1920 жил в эмиграции, сначала в Польше, а с 1924 в Чехословакии; в 1925/26 уч. году читал курс внешк. образования в Рус. пед. ин-те в Праге. После 1927 преподавал в Укр. пед. ин-те им. М. П. Драгоманова в Праге. Был пред. Укр. пед. об-ва.

Исследовал общетеоретич. и органи-зац. проблемы внешкольного образования. Из пед. учреждений этого профиля наиб. внимание С. уделял нар. б-кам. С. популяризировал мысль о том, что образованность и общая культура населения - важнейшие факторы благосостояния людей, создания демокр. обществ, строя. В развитии разл. форм образования ведущее место С. отводил нар. учителям. Во многих работах С. выступал с критикой офиц. политики в области просвещения, подавляющей обществ, инициативы.

В контексте развернувшихся дискуссий по вопросу о соотношении шк. и внешк. образования, в к-рых участвовали видные педагоги (Е. Медынский, Н. Д. Виноградов и др.), С. подчёркивал, что оба вида образования представляют собой самостоят. и равноценные части единого «психол. процесса, к-рый побуждает человека к расширению своего умственного кругозора». Оба вида имеют общую задачу - повышение культурного уровня населения.

Среди принципов внешк. образования наиб. подробно рассматривал «принцип общественности», т.е. самодеятельности населения и самоуправления. Подчёркивая важность гос. поддержки, С. указывал на опасность решающего влияния офиц. кругов на формы и содержание образования. В этой связи он критично оценивал ситуацию в Сов. России.

Вслед за Н. А. Рубакиным С. призывал широко внедрять в нар. массы книгу как важнейший источник самообразования. Высказывался против «адм. распоряжений» в библиотечном деле, против «полит., нац. и религ. тенденций» в подборе книг. В докладе на 1-м Всерос. съезде по внешк. образованию (1—7-го июня 1911). признал необходимым «повсеместное открытие в неземских губерниях обществ. содействия устройству библиотек».

Соч.: Нар. б-ки, М., 1910; Как должны быть организованы б-ки при школах взрослых, в кн.: Общее дело, в. 4, М., 1912; Внешк. образование. Сб. ст., М., 1912; Осн. вопросы внешк. образования, М., 1913; Дмитрии Иванович Тихомиров. Биографич. очерк, М., 1915; Внешк. образование. Курс лекций, Прага, 1945. П. В. Горностаев, М. Е. Голостенов.

Просмотров: 1172
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Государственные социальные стандарты в области образования Республики Беларусь
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные требования в области общего образования
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ в области образования
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • уполномоченный орган в области образования
  • УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Услуги в области образования
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь