СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович

(1834, С.-Петербург, - 1901, там же), деятель образования, учёный-зоолог, методист в области преподавания естеств. наук. Окончил отделение естеств. наук С.-Петерб. ун-та (1856). В 1863 изучал в Бременской учительской семинарии опыт нем. зоолога А. Любека, последователем к-рого являлся. Пед. деятельность начал преподавателем естеств. наук в петерб. гимназиях, Патриотич. жен. ин-те, на воен.-пед. курсах (1864—78). В 1877—98 директор С.-Петерб. учительского ин-та. Чл. учёного к-та МНП.

Проявил себя как учитель и методист-новатор. В ст. «О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях» («Пед. сб.», 1865, кн. 4). выступил с критикой совр. системы преподавания в школе, считая гл. задачей учителя общее развитие детей, воспитание любви к природе. Подчёркивал самостоят. значение естествознания как уч. предмета, к-рый обогащает представления детей, формирует их логич. мышление, наблюдательность, собств. взгляд на окружающий мир. В изучении естествознания исключал утилитаризм. На основе индуктивного и исследоват. подходов разработал систему летних заданий для учащихся, охватывавших экскурсии на природу, работу в живых уголках. Свои представления о преподавании обобщил в учебнике «Элементарный курс зоологии» (1869, выдержал 13 изд.).

Руководство С.-Петерб. учительским ин-том способствовало превращению его в одно из лучших пед. уч. заведений России. С.-И. предложил ориг. систему подготовки учителей, ввёл класс ручного труда, пед. конференции студентов и др. Будучи сторонником использования ручного труда в подготовке учителя, а также в нар. уч-щах, направил по предложению И. А. Вышнеградского в Швецию К. Ю. Цируля для изучения системы трудового обучения О. Соломона.

Выступал в журн. «Пед. сборник», «Семья и школа», «Рус. школа», «ЖМНП», «Воспитание и обучение» и др. по проблемам пед. кругозора учительства, воспитания у учащихся таких качеств, как внимательность, любовь к природе, выработки у них полезных привычек и навыков. Автор ст. «Воспитание» в энциклопедич. словаре Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке «Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России» (1880). Популяризатор естеств. наук, ред. 10-томного иллюстриров. издания «Жизнь животных» А. Брэма, автор рассказов о животных («Сказка про сову», 1911). и др. Активный участник С.-Петерб. пед. об-ва, его секретарь (1875—79). Ред. «Пед. летописи» (1876- 1877). Содействовал деятельности Пед. музея воен.-уч. заведений, проведению всерос. пед. съездов, публичных чтений в Соляном городке и др.

Соч.: Письма из-за границы. Семинария в Бремене, ЖМНП, 1863, № 6; Ручной труд как общеобразоват. предмет обучения, СПБ, 1884; Восьмой съезд деятелей по ручному труду в Мюнхене, [б. м.], 1888; О преподавании ручного труда в С.-Петерб. учительском ин-те и сравнит, оценка существующих систем ручного труда, СПБ, 1890; Я. А. Коменский, [б. м.], 1892;Воспоминания казенного пансионера о 3-й С.-Петерб. гимназии (1845—52), «Рус. школа», 1898, № 4; Развитие в детях любви к природе, «Воспитание и обучение», 1899, № 5.

Лит.: ШафрановП. А., К. К. Сент-Илер, М., 1896; Ельницкий К., К. К. Сент-Илер, «Пед. сб.», 1902, янв.; Райков Б. Е., Метод Любена и его судьба в рус. школе, «Естествознание в школе», 1923, № 1—2; Казакова О. В., Педагог-натуралист К. К. Сент-Илер, его жизнь и деятельность, там же, 1948, № 1. Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

Просмотров: 1087
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ
  • АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АСН)
  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДОКТОР НАУК
  • Доктор наук
  • ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР Этьен (1772—1844)
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЕРАРХИЯ НАУК
  • Иерархия наук
  • Иерархия наук в античности
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • Кандидат наук
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Педагогика в системе наук
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович (1834-1901)
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Школа труда
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
  • Экологическое образование и воспитание учащихся
  • методы обучения в высшей школе
  • психологизация наук
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь