СЕН-СИМОН

(Saint-Simon). Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy). (17.10.1760, Париж, - 19.5.1826, там же), франц. мыслитель, социолог, социалист. Потомок древнего аристократич. рода, воспитанник ДАламбера. Будучи офицером франц. армии, участвовал в войне за независимость США. Отсутствие систематич. образования не помешало С.-С. создать ряд фил ос. и социология, произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в.

Согласно С.-С., история - закономерный процесс, в к-ром эпохи плавного, «органич.» развития чередуются с «кри-тич.» эпохами полит. и социальных потрясений. Конечная цель прогресса - создание (без рев. насилия, путём реформ). социальной системы, позволяющей наиб. полно удовлетворять потребности всех людей, максимально используя выгоды, даваемые науками, техникой, иск-вами. Власть должна перейти к высш. органу, состоящему из талантливых учёных, предпринимателей, художников, к-рые будут руководить пром. и культурным развитием страны сообразно продуманному плану. Каждый человек займёт место, отвечающее его способностям и призванию.

Достижение гармонии интересов и единения людей немыслимо без целенаправленного воспитания. Оно призвано посвящать индивидов в принципы, к-рыми управляет общество; помогать постижению «социального назначения» личности, т.е. пробуждать чувства, объединяющие все воли в одну, внушать потребность в служении общему благу. Идеалы, связывающие все классы воедино, должны стать не просто убеждениями, но почти инстинктами. Предпочтение, отдаваемое С.-С. чувственному восприятию «социальных норм» (более действенному, нежели рассудочное постижение), предполагало воздействие на человека преим. средствами иск-в и «нового христианства» - религ.-этич. доктрины сен-симонизма. По С.-С., воспитание - прерогатива «художников» и учёных, к-рые призваны обеспечить непрерывность и слаженность этого процесса.

Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Совпадение или сходство нравств. норм и знаний, усвоенных всеми индивидами, обеспечивает прочность социальных уз. Единообразие содержания и методов обучения (наиб. эффективна, по С.-С., система взаимного обучения), унификация учебников содействуют воцарению духовной общности, но не препятствует наивысш. расцвету способностей и дарований человека. Общество кровно заинтересовано во всемерном поощрении талантов, ибо они предопределяют его судьбу. Происхождение и достаток родителей не должны становиться помехой или давать привилегии.

Особое значение С.-С. придавал образованию нар. низов, именовавшихся им «пролетариями». Процветание страны зависело, по его мнению, не только от их материального благополучия, но и от их просвещённости, правильного понимания своего обществ, предназначения. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил «Обществу начального образования» (1816). Обучение детей обоего пола должно давать знания принципов организации общества и законов природы. «Положит, науки» (химия, физика, естествознание, математика). наряду с «общеполезными сведениями, относящимися к пром-сти», и начатками изобразит, иск-в и музыки составляют основу шк. программы. Надзор за системой образования желательно доверить крупнейшим физикам и математикам.

По мысли С.-С., педагогам следует учитывать законы формирования личности, в т. ч. «критич. периоды». В 7-летнем возрасте у ребёнка наступает «кризис прорезывания зубов» и стремительное развитие памяти и чувств. К 14 годам в нём воспламеняются страсти, «влекущие к освобождению от родительской зависимости, образованию связей по собственному выбору». Физич. и нравств. развитие человека завершается в 21 год, когда он приобретает ясно выраженный индивидуальный характер.

Наброски оригинальных пед. замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С. А. Базар, Б. П. Анфантен и др. его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.

Соч.: Избр. соч., т. 1—2, М.-Л., 1948; Изложение учения Сен-Симона, М., 1961. Лит.: Фрумов С. А., Соц.-пед. идеи сен-симонизма, СП, 1960, № 10; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в общественной мысли XIX в., М., 1975. К. М. Андерсон.

Просмотров: 1648
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  • История развития учения о патологии личности
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • Развитие социального поведения людей
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) КЛОД АНРИ де РУВРУА
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анри
  • СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анрн де Рувруа
  • СЕН-СИМОН (SEN-SIMON) Клод-Анри де Рувруа
  • СЕН-СИМОН (SEN-SIMON) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825)
  • СЕН-СИМОН (Клод Анри де Рувруа, граф де)
  • СЕН-СИМОН Клод Анри (1760— 1825)
  • СЕН-СИМОН Клод-Анри де Рувруа (1760-1825)
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • Средства обучения и воспитания
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь