САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обострённом стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование С.

Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Просмотров: 1157
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F69 Неуточненное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Амбивалентность поведения ребенка
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Возрастные особенности шизофрении. Особенности течения шизофрении у детей и подростков
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Иллюзия разумного действия
  • КОСМИЗМ (нередко РУССКИЙ КОСМИЗМ)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Кризис идентичности в пожилом возрасте
  • МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • Нарушения поведения ребёнка
  • Развитие в подростковом и юношеском возрасте
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Солипсизм первого года жизни
  • Социальная активность в пожилом возрасте
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь