|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕцентральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к-рого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и пр. связей с др. людьми. Процесс становления человека как обществ, существа характеризуется сочетанием стремления к единению, обществ, признанию, включению в социальную общность (интеграция). и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития ребёнка формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта - взрослыми. Усвоение опыта происходит первоначально за счёт подражания, позднее посредством совместных, кооперативных действий. Лишь постепенно ребёнок обретает способность действовать самостоятельно, что выступает гл. предпосылкой формирования самосознания. Ребёнок становится способным принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений. С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком разл. социальных ролей, нек-рые из них успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит пед. воздействию. Ребёнок демонстрирует способность к самостоят. действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Его попытки утвердить свою позицию носят преим. эмоциональный характер. Подлинное С. осуществляется в ст. подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным подлинное самоутверждение, к-рое является важным компонентом С. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивацион-ной сферы личности (см. Мотивы), к-рая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного пед. воздействия. В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши оно может представлять серьёзную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной проф. деятельности, а также искажения ценностных установок. Последнее нередко выливается в выбор проф. деятельности по сугубо меркантильным соображениям. В основе проф. С. лежит осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитат. и образоват. влияний. Лит.: Мудрик А. В., Совр. старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|