ПСИХОГЕНЕТИКА

междисциплинарная область науч. знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ. и амер науч. лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вариативности его психол. черт С точки зрения генетики каждый человек уникален, в значит. мере индивидуализирована и среда, в к-рой формируется психика каждого человека Поиски именно наследств. и средовых детерминант в изменчивости психол. черт соответствуют совр. представлениям об уникальности, неповторимости, индивидуальности каждого человека

Наиб. кол-во работ в II посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отд. познавательных функций и способностей, дина-мич характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента, значительно меньше исследованы двигательные особенности человека В 70- 80-х гг. формируются новые отрасли II генетич. психофизиология и генетика индивидуального развития Первая исследует наследственные и средовые детерминанты гл. обр. биоэлектрич активности мозга и др. физиол. особенностей человека Влияние генотипа на психику, поведение может осуществляться только на анатомо-физиол. уровне в генах кодируется не конкретное значение психол. признака, а нек-рые анатомич. физиол, биохим особенности, к-рые и создают основу для формирования (во взаимодействии со средой) тех или иных индивидуальных особенностей психики Вторая из упомянутых новых отраслей исследует возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психич. функций, роль наследственности и среды в возрастной преемственности и стабильности, в детерминации индивидуальных траекторий развития Эти исследования дают важные сведения для периодизации развития, т к позволяют выделить этапы онтогенеза с повышенной чувствительностью к средо-вым влияниям и тем самым приблизиться к пониманию и выделению сенситивных периодов развития

Значительные результаты в II получены с помощью метода приемных детей и близнецового метода

Метод приемных детей предполагает сопоставление психол. сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды, со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители — не родственники ребенка) Большее сходство ребенка с теми или другими родителями позволяет судить о влиянии генетич. и средовых факторов на вариативность изучаемого признака

Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные имеют, как все родные братья и сестры (т и сиблинги — дети одних и тех же родителей), в среднем только 50% одинаковых генов Поэтому по тем признакам, вариативность к-рых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть больше, чем у дизиготных При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для тех и других Один из вариантов этого метода — изучение разлученных монозиготных близнецов — стал своеобразным «критическим экспериментом» II исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах Используются также популяционный, генеалогический и др. методы Наиб. разрешающая способность достигается при объединении неск методов

Влияние наследственных факторов констатируется в изменчивости широкого круга психол. характеристик Наиболее надежно установлено наличие генетич. детерминант в вариативности интеллекта, диагностируемого разл. тестами, и т и личностных особенностей (гл. обр. динамических — активности, эмоциональности, экстраинтро-версии, нейротизма и т. д. ), отклоняющихся вариантов развития, отд. форм психопатологии, а также нек-рых когнитивных особенностей (напр., пространственных) Генетич. обусловленность интеллекта, способностей и др. компонентов индивидуальности проявляется в академич.успешности, проф. интересах и т. п. Адекватность заключений о наследственной или средовой обусловленности любых индивидуально-психол. особенностей полностью зависит от валидности и надёжности методов психол. диагностики.

Факторы наследственности влияют на формирование межиндивидуальной вариативности и психофизиол. признаков — как тех, к-рые характеризуют состояние покоя, так и ответов мозга на разл. внеш. и внутр. стимулы.

В целом накопленный в П. эмпирия, материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в Значит. мере определяются наследственностью, т.е. существует нек-рая первичная, кодированная в генетич. аппарате человеческая индивидуальность. Этот вывод реально означает следующее. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, но они не могут быть отнесены к отд. человеку, т.е. не отвечают, напр., на вопрос, почему человек в данное время обладает определённым уровнем развития интеллектуальных способностей. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимуществ, влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетич. и средовых детерминант в вариативности любого психол. признака — не фиксированная величина; оно меняется в зависимости от мн. причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, содержанием внеш. стимулов и т. д. В-третьих, когда речь идёт о психол. признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже те признаки, в вариативности к-рых доля генетич. дисперсии высока, могут меняться и меняются как в ходе естественного развития, так и в результате пед. воздействий. Однако чем выше роль наследственности, тем более первично индивидуализирована данная функция. В пед. практике это означает, что только учёт индивидуальных особенностей обеспечивает макс, реализацию генетически заданных возможностей.

Изучение средовой вариативности — один из больших разделов совр. П. Принято выделять общесемейную среду (иногда её обозначают как систематическую межсемейную, разделённую) и индивидуальную (случайную внутрисемей-ную, неразделённую). Общесемейная среда (напр., стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематич. индивидуальной среде относится, напр., пол ребёнка, очерёдность рождения, отношения с. др. членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематической — болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистич. оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогене-тич. исследования, в этом состоит его особая ценность.

Начало П. было положено работами Ф. Галетона. Дальнейшая история П. связана с успехами психол. диагностики, вариационной статистики. Совр. психоге-нетич. исследования всё больше опираются на данные молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.

В СССР П. интенсивно развивалась в 20—30-х гг., однако во 2-й пол. 30-х гг. эти работы были прерваны на неск. десятилетий.

В РФ психогенетич. исследования осуществляются в Психол. ин-те РАО, Ин-те психологии РАН и Ин-те мозга РАН.

Психогенетич. программы реализуются также в США, Австралии, Канаде, Голландии, Италии, Швеции, Финляндии. Существует Междунар. ассоциация генетики поведения и Междунар. об-во близнецовых исследований.

Лит.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под ред. И. В. Равич-Щербо, М., 1988; Человек в системе наук, под ред. И. Т. Фролова, М., 1989; Егорова М. С., Марютина Т. М., Развитие как предмет психогенетики, ВП, 1992, N 5—6; Левонтин Р., Человеческая индивидуальность, наследственность и среда, пер. с англ., М., 1993; Григоренко Е. Л., Паулс Д. Л., Генетич. факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и дет. психич. расстройств, «Дефектология», 1995, J 3. И. В. Равич-Щербо.

 

Просмотров: 559
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Детерминанты развития психологии
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Закон индивидуальных особенностей (различий)
  • ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Интеллекта (умственного развития) коэффициент
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • Ресурсы развития человека
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • СРЕДЫ, ДЕТЕРМИНАНТ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Специфическое расстройство развития двигательных функций
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Стадии развития человека
  • УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА), ТЕСТ
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Факторы риска в психологии развития
  • Формально-операциональный период развития интеллекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь