|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯсредство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета II у направляет деятельность учителя и учащихся, составителей учебников, уч пособий и ТСО. Общие требования к П.у. — единство теоретич. основ совокупности программ для той или иной ступени обучения и отражение этой совокупностью целостного содержания образования в данном типе уч заведения. В П.у. должно быть показано, какой из компонентов содержания образования является ведущим в конкретном уч предмете система науч. знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности, отношения. Данное требование реализуется как в объяснит записке, так и в самом тексте программы по классам. Объяснит записка к П.у. призвана раскрыть цели данного уч предмета, его место в учебном плане, связи его с др. предметами цикла. Осн. требования к тексту П.у. — полнота и конкретность представления содержания уч предмета, включение всех необходимых и достаточных для реализации выдвинутых целей элементов с их характеристиками и взаимосвязями. Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте П.у. Знания вводятся списком законов, науч. теорий, понятий, способы деятельности обозначаются перечнем умений, опыт творческой деятельности фиксируется в примерных проблемных задачах, к-рые учащиеся должны решать самостоятельно, воспитат. компонент должен вводиться через оценочные знания, умения и идеи. Единая ср школа требовала централизованного издания строго обязательных программ Многообразие типов школ и дифференциация обучения предполагают значит. вариативность П.у. , связанную с типом школы, степенью обязательности уч курса (факультатив, предмет по выбору и т. д. ), видом уч. предмета (системный, комплексный), оценкой интересов и способностей того контингента учащихся, к-рым П.у. предназначена, а также известную децентрализацию в их разработке Но и вариативные П.у. должны включать некий общий костяк, обеспечивающий усвоение базового образования всеми учащимися независимо от типа школы и ее региональных особенностей. Создание П.у. требует большой подготовит работы — анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения материала в соответствии с науч. принципами, осуществления процедур минимизации уч материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов П.у. в практике школы Полная реализация и проверка П.у. возможны с помощью составленного на ее основе учебника За рубежом разработка содержания образования ведется в основном в связи с конструированием «куррикулумов», понятия более широкого, чем П.у. , охватывающего всю систему обучения тому или иному предмету Лит Скаткин M H, Вопросы теории построения программ в сов школе, ИАПН РСФСР, 1949, в 20, Общедидактич.анализ новых программ Мат-лы семинара, M, 1980, Дидактич. нормативы построения уч про граммы и отражение в ней содержания образо вания, в кн Теоретич. основы содержания общего ср образования M, 1983, гл. 9, Куписевич Ч, Основы общей дидактики, пер с польск, M, 1986, гл4, Дмитриев Г Д, Критич анализ дидактич. мысли в США, M, 1987, Характеристика нормативных документов, реализующих содержание образования в совр. школах в кн Педагогика, M, 1988, Дидактич. проблемы построения базового содержания образования Сб науч. трудов, M, 1993 В С Цетлин
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|