ПОРТУГАЛИЯ

(Portugal), Португальская Республика, гос-во на Ю.-З. Европы. Пл. 92,1 тыс. км2. Нас. св. 9,82 млн. чел. (1993), в т. ч. 99% — португальцы. Гос. язык — португальский. Столица — Лиссабон.

Первые школы (монастырские и епископские) появились в 10—12 вв. В 1288 король Диниш учредил ун-т, к-рый начал работу в 1290 в Коимбре, но неоднократно переводился в Лиссабон и обратно. С 1290 офиц. языком гос-ва утверждён португальский; на нём развивалась самобытная худож. и науч. лит-ра. В эпоху Возрождения стали открываться гор. школы, в т. ч. профессиональные. Принц Энрике (Генрих Мореплаватель) основал (1530) в Сагрише гос. навигационную школу, мн. выпускники к-рой приняли участие в мор. экспедициях эпохи Великих геогр. открытий и в создании португ. колоний.

Во 2-й пол. 16 в. П. стала одним из центров Контрреформации в Зап. Европе; в стране была введена инквизиция. Образование оказалось монополизированным иезуитами, открывшими свои коллегии в Коимбре (1555), Эворе (1559) и др. Число нач. школ оставалось крайне незначительным, а круг уч. занятий в них — ограниченным.

Под влиянием идей франц. Просвещения при поддержке фактич. правителя П. маркиза де Помбала (премьер-мин, в 1750—77) в 1772 сформирована система гос. и общинных общеобразоват. школ (всего ок. 800), охватившая все адм. единицы страны и инспектировавшаяся гос. чиновниками. Открылись новые проф. уч. заведения: коммерч. (1759, Лиссабон), навигац. (1764, Порту) и др.; в ун-те Коимбры основаны ф-ты естеств. наук и математики. В кон. 18 в. открыты первые жен. уч. заведения.

После Португ. революции 1820 предпринята попытка радикальной реформы: в 1844 установлена обязательность обучения детей в течение 2—3 лет, однако соответствующий закон не выполнялся.

Во 2-й пол. 19 в. появились первые нац. труды по педагогике (Ж. А. Куэлью и др.); по нек-рым предметам были созданы шк. учебники на пед. принципах, но П. в целом оказалась в стороне от ведущих тенденций в развитии образования в Европе.

После провозглашения П. республикой (1910) число нач. школ было увеличено; появились дошк. учреждения, гл. обр. частные; впервые регулярный характер стала приобретать подготовка учителей, в т. ч. для ср. школ. Открылись (1911) ун-ты в Лиссабоне и Порту. Созданы пед. колледжи, при ун-тах Коимбры и Лиссабона, а также высш. нормальные школы в Лиссабоне и Порту. В 1913 учреждено Мин-во просвещения. Однако с установлением фаш. диктатуры А. Салазара высш. нормальные школы преобразованы в учительские, уровень образования в них снижен; пед. колледжи распущены. В 1930 открылся первый в П. техн. ун-т в Лиссабоне.

С сер. 60-х гг. введено обязат. обучение детей 6—12 лет, предполагавшее 2 цикла подготовки: элементарный (4 года) и т. н. продвинутый (2 года). Полное ср. образование (на базе 4-летнего нач. обучения) продолжалось 7 лет. В 1867 вместо продвинутого цикла введён подготовительный средний. Нач. проф. уч. заведения (на базе 6-летнего курса общеобразоват. школы) были, по существу, тупиковыми. В нач. 70-х гг. св. V3 взрослого населения было неграмотным.

В 1973 принят закон о реорганизации системы образования, введении обязат. 8-летнего шк. обучения. Он остался нереализованным в осн. части, но было открыто неск. новых ун-тов. После «Революции гвоздик» (1974) расширены возможности получения общего и проф. образования. Заметно выросла сеть высших и средних (в т. ч. проф.) уч. заведений.

В 1982 были внесены поправки в Конституцию, предусматривающие бесплатность общего базового образования. Декларировалось стремление гос-ва к бесплатности образования на всех его ступенях. В 1986 принят Закон об основах образования, подтвердивший этот курс пр-ва П. В 80-х гг. П. вышла на завершающую стадию в достижении полной грамотности населения.

Общее руководство системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования; на него возложен контроль за работой частных школ и вузов.

Современная система образования охватывает учреждения дошк. воспитания, базовые и полные средние общеобразоват. школы, проф. и высшие уч. заведения.

Дошкольное воспитание не рассматривается как обязательное, но общедоступно и бесплатно в соответствующих муниципальных учреждениях, гл. обр. дет. садах для воспитанников от 3 до 5—6 лет. В нач. 90-х гг. в дет. садах воспитывалось ок. 70 тыс. детей, в т. ч. ок. 40% в частных.

Общее образование подразделяется на базовое и полное среднее. Базовое образование обязательно для детей в возрасте 6—15 лет и в гос. и муниципальных школах носит светский характер; возможно факультативное изучение религии и религ. морали. В базовое образование входят нач. обучение (4 года), подготовительный (2 года) и общий унифицированный (3 года) курсы. Уч. план нач. школы включает португ. яз., арифметику, изучение окружающей среды, худож. воспитание, физкультуру и др. На подготовит, ступени (5—6-й год обучения) в уч. план включаются дополнительно обществоведение, история, иностр. яз., курс естеств. наук, математика, ручной труд и др. Общий унифициров. курс представляет собой первую ступень полного ср. образования (суммарная продолжительность 12 лет). В рамках общего унифициров. курса изучаются как самостоят. предметы биология, физика и химия, история, лит-ра и др., а также предметы практич. и худож. циклов. С 10-го года обучения (т. н. дополнит, курс) возможно изучение предметов по выбору. На завершающем году обучения проводится фуркация по профилям: предуниверситетскому (до 6 соответствующих уч. предметов) и предпрофессиональному (ок. 30 спец. предметов). В 1993 насчитывалось 11,7 тыс. нач. школ (926 тыс. учащихся и 71 тыс. учителей), св. 1300 ср. школ (815 тыс. учащихся и 64 тыс. учителей).

Профессиональное образование учащиеся получают в основном после окончания базовой школы в соответствующих уч-щах и школах (до 3 лет обучения). Одновременно с профессией изучаются общеобразоват. предметы по курсу унифициров. шк. подготовки (факультативно). Имеются начальные проф. уч. заведения (1 год обучения) без общеобразоват. подготовки. В 1992/93 уч. г. насчитывалось св. 200 проф. уч. заведений, в к-рых получали подготовку ок. 85 тыс. чел.

Высшее образование дают ун-ты, ин-ты и колледжи. Срок обучения в них от 4 до 7 лет. Среди более чем 250 вузов — 14 ун-тов, в т. ч. старейшие в Лиссабоне (в 1992 св. 17 тыс. студентов; 5

ф-тов) и Коимбре (13 тыс., 7 ф-тов). К крупнейшим вузам относятся гос. ун-ты в Порту (18 тыс.), Технический в Лиссабоне (14 тыс.) и частный Католич. ун-т Португалии в Лиссабоне (осн. в 1968; св. 7 тыс.). В 1992/93 уч. г. в вузах обучалось 214 тыс. студентов. Среди частных вузов: Высший ин-т прикладной психологии (1981), Высший ин-т языков и управления (1962). Поступление в вуз с нач. 90-х гг. возможно для выпускников полной ср. школы после сдачи нац. экзамена и дополнит. экзаменов по определению вуза.

Образование взрослых. В 1976 начата кампания по ликвидации неграмотности. Эту работу возглавил нац. совет по вопросам образования взрослых и ликвидации неграмотности. В 80-х — нач. 90-х гг. действовало ок. 2 тыс. курсов для взрослых. Лица старше 25 лет, не окончившие ср. школы, могут продолжать получение общего образования по вечерней и заочной системе, в т. ч. в Открытом ун-те (1988).

Подготовка учителей нач. школ осуществляется в пед. уч-щах, работающих на базе полной ср. школы (срок обучения 3 года). Учителя для подготовит, цикла готовятся в высших уч. заведениях: пед. (самостоятельных или работающих в составе политехн. ин-тов), музыкальных и др.; для полной ср. школы — в ун-тах.

Педагогические исследования сосредоточены в основном в ун-тах: в Лиссабонском (на ф-те психологии и педагогики) и в университете Авейру (осн. в 1973; на отделении педагогики).

Г. Ф. Ткач.

Просмотров: 943
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система общего образования
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Учебные заведения для взрослых
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь