ПОДРАЖАНИЕ

следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребёнка П. — один из путей усвоения обществ. опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребёнок раннего и дошк. возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психич. развитии.

Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении обществ. опыта, к нарушениям психич. развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошк. возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

П. обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, при П. копируется поведение модели. Во-вторых, П. должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определённого поведения модели, а не при множестве других разл. условий. Напр., если ребёнок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы 1-го мес жизни могут подражать мимике взрослых, напр. вслед за взрослым открывать рот, остаётся спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному П. Если показать язык двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на П., но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7—8 мес младенцы уже способны к избирательному П., к-рое с возрастом ребенка ста новится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному жестам, звукам, разл. формам поведения.

В начале 2-го года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, П, к-рое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали разл. виды действий моторные — напр. взрослый передвигал кубик вдоль стола, социальные — взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал, координиров последовательные действия. С наиб. готовностью дети подражали моторным действиям, реже — действиям социальным Дети младше полутора лет редко подражали координиров последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.

Помимо живых людей, дети наблюдают, напр. модели телевизионные До 2 лет они подражают им гораздо реже, чем живым объектам, но к 3 годам они уже способны моделировать поведение и тех и других одинаково часто Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевиз информацию они усваивают с раннего возраста.

Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, т к П. — это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области дет психологии полагают, что П. связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ П. включает в себя множество компонентов и выполняет разл. функции в зависимости от возраста ребенка.

В первые 2 года жизни П. отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, к-рыми они еще только овладевают, чем действиям, к-рыми уже полностью овладели или к-рые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 мес, но не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками .Также и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название неизвестного предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.

Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.

На 3-м году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К 2 годам большинство детей уже способны отождествлять себя с др. людьми по половому признаку. Напр., мальчики, замечая свое сходство с отцом и др. мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем П. окружающим.

Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций — как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.

Т.о., П. вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на др. человека или достичь определенной цели П. ребенка в первые 3 года жизни зависит от уровня его познават. развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного др. человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.

Несмотря на внеш. сходство, за явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты разл. психол. механизмы В мла-денч возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт П. в дошк. возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры первоначально ребенок подражает наиб. открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, к-рые действительно отражают смысл ситуации П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с нек-рой конкретной значимой для него личностью либо собобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик П. у взрослых выступает элементом научения в нек-рых видах проф. деятельности (спорт, иск-во и др.). ПС Арискин

Просмотров: 2576
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Амбивалентность поведения ребенка
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • взрослый ребенок алкоголика
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети
  • Дети с отклонениями в психическом развитии
  • Дети с проблемами развития
  • ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Подражать речи другого
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • РЕБЕНОК
  • РЕБЕНОК
  • РЕБЕНОК, МАЛОВЕСНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • РЕБЕНОК, РОДИВШИЙСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
  • С ОТСТАВАНИЕМ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, РЕБЕНОК
  • Стадии развития поведения ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь