ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

[21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос. деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846). Служил в Сенате, изучал историю рус. гражд. права В 1859 защитил магистерскую дисс. «О реформах в гражд. судопроизводстве» В 1860—65 проф. гражд. права Моск. ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ. -нравств. темам. Издал 11 сборников ист. и юрид материалов Поч. ч Рос. и Франц. академий наук.

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру 3 и Николаю 2. Сенатор (1868), чл гос. совета (1872), обер-прокурор Синода (1880).

К 1870-м гг. П. стал убежденным противником реформ имп. Александра 2, ломавших патриархально-сословный уклад жизни В 80-х гг, располагая значит. влиянием на Александра 3, настоял на повороте пр-ва к консервативно-охра-нит курсу В 1905 подал в отставку со всех постов.

Вопросы педагогики были существенной частью полит программы П.. Выступая против либеральных установлений, П. в то же время опасался законодат переустройств, больше надеялся на внутр перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей из них П. считал церк.-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881—1903 в 11 раз (с 4 тыс до 44 тыс), в 1884 принято спец. положение о церк. -приходских школах. Эти уч заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству, фактически они противопоставлялись светской — земской нач. школе. Ядром уч. программы был закон Божий, почти все остальные предметы — церк пение, рус. и церк -слав язык, чистописание — рассматривались как дополнение к гл. предмету. В программу входила также арифметика. Ученики обязательно участвовали в церк службе (чтении и пении) Руководил обучением священник, ему, как правило, помогали члены клира.

Устройство церк школы определялось общими пед.воззрениями П.. Он считал, что обучение непременно должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой к-рого является религия. Большую роль П. отводил семейному воспитанию в дошк. периоде, полагал, что родители обязаны наставлять ребенка в началах веры В школе наряду с законом Божьим П. важное значение придавал древним языкам, а также рус. языку и лит-ре. Главное для школы, отмечал П, — не методики, программы, науч. разработки, а «живая личность учителя» В деле подготовки педагога гл. роль отводил не спец. образованию, а практич.опыту. Учение, по П, вооружая человека рядом общих правил и отвлеченных формул, может отдалить его от реальной жизни, «знание, само по себе, не воспитывает ни умения, ни воли».

П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды, служить ступенью к ср и высш. образованию С помощью просвещения не следует искоренять в народе «безотчетные ощущения и мнения» (предания, традицию), формировать рационалистич подход к миру.

В своих выводах П. опирался на взгляды ученых, педагогов, церк деятелей консервативной ориентации — франц социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, англ. священника С. Барнетта (1844—1913). Значит. влияние на П. оказала деятельность H И Ильминского и С А Рачинского.

Пед.взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях Преподавание, науч. поиск, самостоят. работа учащихся были здесь стеснены адм контролем, должны были соответствовать устоявшимся взглядам и патриархальным нар. воззрениям Усиливался спец. и прикладной характер духовного образования, оно отдалялось от светской культуры.

Начинания П. в 80-х гг. 19 в были с одобрением встречены многими церк и обществ.деятелями Ряд выводов П. (напр., о связи обучения с воспитанием, о необходимости сблизить школу с церковью) имел важное значение для формирования образоват.политики Вместе с тем для него характерны стремление сделать церк школу для народа орудием полит и социального охранительства, чрезмерное недоверие к теории, широкой образованности и к самостоятельному духовному поиску Преобразования П. в системе духовно-учебных заведений вызвали обществ.недовольство.

 

Просмотров: 781
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • Единства основания правило (для деления)
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907)
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Соразмерности правило (для деления)
  • Соразмерности правило (для определения)
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • Уклад (жизни) школы
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Учебные заведения для взрослых
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Ясности правило (для определения)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь