PАTKE Вольфганг

(18.10.1571, Вильстер, — 27.4.1635, Эр-фурт), нем. педагог, один из основоположников дидактики. Образование получил в протестантском ун-те в Ростоке, где изучал теологию и философию. В 1603—10 жил в Голландии. Оставив должность священника, стал заниматься пед. деятельностью, давал частные уроки. Исходя из опыта своей учительской практики, пришёл к выводу о необходимости реформы преподавания в гор. школах. В 1612 обратился к съезду герм, князей с письмом («Франкфуртский мемориал»), в к-ром изложил намерение реформой школы содействовать процветанию всего общества. Свои идеи Р. пытался реализовать в опытной школе в г. Кётен (ок. 200 учащихся), в школе в Магдебурге, а также в Швеции. Из-за конфликтов с гор. властями и духовенством большинство начинаний Р. потерпели неудачу. Выступая за реформу преподавания, Р. держал в секрете найденные им принципы обучения, что задержало их распространение. Большинство правил обучения, сформулированных Р., близки к дидактич. правилам Я. А. Коменского, к-рые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Р.

Р. — сторонник природосообразного воспитания. Дидактич. идеи Р. носили в основном рационалистич. характер. Он был убеждён, что разум ребёнка при рождении подобен «чистой доске», к-рую взрослым следует заполнить в соответствии с целями воспитания. Процесс познания, по Р., состоит из двух ступеней — восприятия предметов и явлений внеш. мира и умственной переработки этих восприятий. Из сенсуализма гносеологич. воззрений Р. вытекали его требования к организации уч. процесса. Он считал необходимым широко использовать разл. формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. Однако Р. недооценивал роль активности самих учащихся в обучении; он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах.

Р. выступил одним из первых поборников звукового метода обучения грамоте на родном языке, стал автором учебников, хрестоматий и т. п.; в этих пособиях пытался реализовать единство изучения языка и развития мышления учащихся. Большое значение придавал дидактич. и метод, подготовке учителей, однако пособие (первое на нем. яз.), написанное с этой целью, осталось при жизни неопубликованным. Р. считал, что учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и обществ, положение, гос-во и родители должны заботиться о поддержании авторитета учителя. Выступал за передачу шк. дела в руки гос-ва и за введение пед. контроля за школой.

Соч.: Die neue Lehrart. Padagogische Schriften Wolfgang Ratkes, Eingl. von G. Hohen-dorh, B., 1957.

Лит.: Schumann J. Chr. G., Die echte Methode W. Ratkes, Hannover, 1876; Seiler K., Das padagogische System Wolfgang Ratkes, Erlangen, 1931; Hohendorf G., W. Ratke, B., 1963. А. И. Пискунов.

Просмотров: 1626
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • БЕЗБУКВАРНЫЙ МЕТОД обучения грамоте
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Готовность детей к обучению в школе
  • Готовность к обучению в школе
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Единство обучения и развития
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • Кёлер Вольфганг | KOHLER, WOLFGANG (1887-1967)
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • РАТКЕ ВОЛЬФГАНГ (1571-1635)
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Средства обучения и воспитания
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • Формы организации обучения
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь