ОЛЬДЕНБУРГИ

педагоги, обществ. деятели, братья. Сергей Фёдорович О. [14(26).9.1863, с. Бянкино, ныне Нерчинского р-на Читинской обл., — 28.2.1934, Ленинград], востоковед, археолог, этнограф, организатор науки, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1900). В 1904—29 непременный секр. АН. Окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та (1885). Преподаватель (с 1889) и проф. (с 1894) там же. Вместе со своим братом Фёдором Фёдоровичем О. был одним из идейных руководителей студенч. науч.-лит. об-ва, ставившего целью распространение грамотности, издание книг для народа. Члены об-ва (В. И. Вернадский, В. В. Келлер, И. М. Гревс, Д. И. Шаховской, А. И. Ульянов, Н. В. Чехов) сотрудничали с изд-вами «Товарищество И. Д. Сытина» и «Посредник», вели работу в К-те грамотности. По свидетельству Гревса, братья Ольденбурги были «символами целого направления, к-рое вносило в рус. общество свободу и культуру».

Сергей Фёдорович был одним из организаторов Лиги образования. С 1905 видный деятель партии кадетов; депутат 4-й Гос. думы, в 1912—17 чл. Гос. совета от академич. курии.

После Февр. рев-ции 1917 выступал за учреждение Мин-ва изящных иск— в (охрана памятников, «насаждение» иск-ва в широких массах народа и др.). С мая 1917 чл. ЦК партии кадетов, в своей полит. программе отводившей особое место вопросам организации просвещения на началах свободы, демократизации и децентрализации (поощрение частной и обществ. инициативы, облегчение перехода к высш. ступеням образования, автономия и увеличение числа ун-тов и др. вузов, введение всеобщего бесплатного и обязат. обучения в нач. школе и подчинение её органам местного самоуправления, развитие внешк. и проф. образования). В июле — сент. 1917 мин. нар. просвещения Врем, пр-ва (его заместители — графиня С. В. Панина и Вернадский). Руководитель комиссии по науч. учреждениям и чл. комиссии по реформе высш. уч. заведений, рассматривавшей проекты создания ун-тов в Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске, Тифлисе, Ташкенте, Таврического; Тифлисского политехн. ин-та, Киевского геогр. ин-та, Екатеринославских высш. женских курсов, а также реорганизации

Демидовского лицея в Ярославский ун-т При участии О в комиссии обсуждались планы создания сети высш. уч заведений, реформы фармацевтам образования, учреждения статистич ин-та, реорганизации Лесгафтовских курсов, был утвержден устав евр ин-та теологии Началась работа по передаче церковноприходских школ и учительских семинарий в ведение МНП (закончившаяся при преемнике О на посту министра нар. просвещения, также чл ЦК партии кадетов С С Салазкине) Был организован ряд частных уч заведений, дававших повышенное образование клинический ин-т великой княгини Елены Павловны, Грузинский ун-т в Тифлисе, польские филос. -религ. курсы в Петрограде Было улучшено материальное положение про-фессорско-преподават состава Под руководством О обсуждались проекты организации франко-рус.ин-та с техн уклоном и обучением на франц яз и об образовании Укр АН в Киеве

После Окт рев-ции О, выражая тревогу за судьбу отеч. науки и культуры, оказался, по словам А В Луначарского, «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между сов властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в этом отношении выдающуюся роль» Инициатор (1922) и пред. Комиссии учета и изучения науч. сил при АН, ред серии справочников «Наука и науч. работники СССР» (в 5 частях, 1928—34) В 1930—34 директор Ин-та востоковедения АН СССР (созданного на базе руководимого им с 1916 Азиат. музея)

Автор трудов по индологии и иранистике, фольклору, иск-ву, этнографии народов Востока, а также России и Зап Европы Руководил науч. экспедициями в Воет Туркестан (1909—10, 1914—15) Инициатор ряда рус.науч. экспедиций в Центр Азию и Тибет Руководитель издания междунар. серии «Bibhotheca buddhica Собрание буддийских текстов» (с 1897)

Лит Академик С Ф Ольденбург К 50-летию науч. обществ.деятельности, Л, 1934, «Память», в 3, M, 1978, Париж, 1980, с 447- 454, С Ф Ольденбург Сб, M, 1986 (библ)

M E Голостенов

Федор Федоровиче [1862- 23 7(5 8) 1914], педагог, деятель образования По окончании ист. -филол. ф-та Петерб ун-та (1885) преподаватель педагогики и психологии в пед.классах одной из жен гимназий в Петербурге С 1887 до конца жизни педагог-руководитель в Тверской жен учительской школе им II П Максимовича, заведовал уч. -воспи-тат частью, преподавал педагогику, психологию, методику, вел пед.практику Школа была 5-летней, большое место в ее общеобразоват.курсе отводилось предметам естеств. -матем. цикла, изучению рус.языка Много внимания уделялось эстетич. воспитанию, в т.ч. через систему внеклассных занятий (выпуск лит сборников, устройство спектаклей, лит и муз вечеров, чтений и т п)

Последователь К Д Ушинского в области дидактики, О работал над обновлением содержания пед.образования на основе тесной связи психолого-пед. дисциплин, методики нач. обучения, истории педагогики с уч.-воспитат. практикой Создал обоснованную систему пед.практики, к-рая предусматривала наблюдения практиканток за учащимися, посещение открытых уроков учителей школы или самого О, подготовку практикантками своих уроков, включая чтение метод лит-ры, консультации, подготовку пособий, составление конспектов уроков, проведение опытных уроков и их последующий подробный разбор (т и беседы) После практич.занятий в образцовом уч-ще при школе в течение всего последнего года обучения выпускницы выезжали в сел школы на 2 нед для самостоят. проведения всех видов работы учителя Стремясь избежать формализма в преподавании пед.дисциплин и оживить его, О широко использовал худож. лит-ру, подчеркивая, что она имеет глубокое пед.содержание В то же время он считал необходимым освоение полного систематич.курса педагогики В своей работе О практиковал сочинения учениц на воспитат. темы, рассматривая их как средство развития пед.мышления будущего учителя

О изучал постановку обучения в школах Тверской губ, выезжал в Англию и Германию для знакомства с опытом общеобразоват.школ и пед.уч заведений Способствовал распространению пед.и науч. знаний среди учителей нач. и ср школ Тверской губ, основав в 1907 пед.кружок (насчитывал ок 170 чел), ежегодно публиковавший в местной печати свои отчеты Был создателем и руководителем земского справочно-пед.бюро О положил начало организации текущей шк статистики в России В 1913—14 по совместительству читал курс лекций «Земство и нар. образование» на экон.отделении Петерб политехн ин-та Принимал активное участие в работе общеземских съездов по нар. образованию (1911) и статистике нар. образования (1913)

Лит: Клевенскии М, Ф Ф Ольденбург (Некролог), «Вестник воспитания», 1914, № 6, Чехов H В, Ф Ф Ольденбург (Не кролог) «Рус. школа» 1914 J 9—10 Ф а л б о p к Г Ф Ф Ольденбург 1862—1914 (Некролог), «Школа и жизнь», 1914 №34, Корни л о в А А Воспоминания о юности Ф Ф Ольденбурга, «Рус. мысль», 1916, авг, С л а невский В V, К истории Тверской учительской школы II П Максимовича, СП, 1946, ММ—5 В У Сланевский

 

Просмотров: 400
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • 23.03.1914
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • БЕЛЛ Даниэл (р. 1914)
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • ОКОНЬ ВИНЦЕНТЫ (р. 1914)
  • ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Фёдорович (1863-1934)
  • ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович
  • ОЛЬДЕНБУРГ Фёдор Фёдорович (1862-1914)
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПАС (PAZ) Октавио (р. 1914)
  • ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог дополнительного образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Содержание образования и воспитания
  • ФОРТУНАТОВ Филипп Фёдорович (1848-1914)
  • ХЕЙЕРДАЛ (HEYERDAHL) Тур (р. 1914)
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • духовные (религиозные) организации образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь