ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. лит-ре и в обыденной речи О. д. нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder — чудо и Jund — ребёнок), подчёркивая тем самым исключительный характер их способностей.

Существует определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем — к рисованию; вообще, одарённость к иск-ву обнаруживается раньше, чем к наукам; в науках раньше других проявляются способности к математике (почти у всех крупных математиков — до 20 лет). Общеинтеллектуальная одарённость может выражаться необычно высоким уровнем умственного развития (при прочих равных условиях) и качеств, своеобразием умственной деятельности.

В нач. 20 в. Ч. Спирмен выдвинул двух-факторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одарённости и многочисленных факторов спец. способностей. Первый, по Спирмену, является определяющим в структуре способностей человека и находит своё выражение во всём многообразии частных, спец. способностей. Дальнейшая разработка этой теории и результаты её критики сторонниками многофакторного подхода к интеллекту (Д. Гилфорд, Л. Тёрстон и др.) привели к тому, что большинство совр. исследователей признаёт существование общей одарённости, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности.

С нач. 20 в. осн. методом «измерения» одарённости выступают т. н. тесты интеллекта (см. Тесты). Однако многолетний опыт применения тестов интеллекта (в частности, в шк. практике) продемонстрировал, что т. о. фиксируются преим. усвоенные знания и навыки, не обязательно свидетельствующие об уровне способностей. О признаках одарённости невозможно судить лишь на основании результатов стандартизиров. испытаний. Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одарённости ещё не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости.

Предметом острых дискуссий остаётся вопрос. о природе и предпосылках одарённости. Начиная с работ Ф. Гальтона, не теряет авторитета концепция врождённой одарённости. В сов. педагогике общепризнанным считалось положение о прижизненном формировании способностей, что нередко приводило к недооценке врождённых задатков и отрицанию необходимости особого подхода к О. д. Признавая, что внеш. обстоятельства оказывают решающее воздействие на формирование способностей (при отсутствии необходимых условий природные задатки просто могут остаться нереализованными), нельзя отрицать того очевидного факта, что в равно благоприятных условиях разные люди могут демонстрировать разл. уровень способностей, а также даже в весьма обеднённой в воспитат. плане среде могут проявиться неординарные способности. Совр. исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиол., пси-хогенетич. и др. методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одарённости.

О. д., демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психол. особенностей. Большинству О. д. присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

О. д., как правило, отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиол. исследования показали, что у таких детей повышена биохим. и электрич. активность мозга. Недостаток информации, к-рую можно усвоить и переработать, О. д. воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротич. характера.

О. д. в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвлённой, с большим числом нервных связей.

О. д. обычно обладают отличной памятью, к-рая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями (Это, в частности, проявляется и в характерном для О д увлечении коллекционированием)

Чаще всего внимание к О д привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксич конструкциями, а также умение ставить вопросы Многие Оде удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собств понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей

О д также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, к-рая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают неск дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах Сравнительная легкость овладения уч материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии с поставленными перед собой целями

Наряду с тем, что О д имеют ряд безусловных преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфич. трудностями В первую очередь это связано с отношением родителей к одаренности своих детей. Нек-рые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои пед.усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания При этом, как отмечает А В Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова — акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком Есчи одаренность проявляется в какой-то специфич. области, муз занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей Односторонность развития, к-рая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей

Стремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, нек-рые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание разл. спец. занятий, к-рое не оставляет ребенку ни времени, ни сил на типично дет. «виды деятельности». Особый ущерб наносится дет игре — ведущей деятельности в дошк. возрасте Не будучи включенным в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений При этом оказывается несформированной т и личностная готовность — важный аспект готовности к школьному обучению Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка дет коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном Одаренный ребенок, привыкший с легкостью усваивать и перерабатывать информацию (как правило, именно ту, к-рая его наиб. интересует), в условиях систематич.организованного шк. обучения может столкнуться с необходимостью более напряженной и целенаправленной умственной работы, навыка к-рой он еще не имеет Неизбежные неудачи, неожиданные и потому особенно неприятные, могут с первых дней шк обучения деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него негативное отношение к уч деятельности Если ребенок приучен родными и близкими к сознанию своей исключительности, то низкие оценки и неодобрение, с к-рыми порой приходится сталкиваться в школе, он может расценить как проявление недоброжелательности учителя

Отношения с педагогами у О д не всегда складываются благополучно Нек-рых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т п) В условиях реальной шк практики, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О д нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, к-рым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания

Ряд зарубежных (в частности, американских) и отеч. педагогов и психологов отмечают традиц.антиинтеллектуализм, черту, свойственную человеческим сообществам, что нередко порождает настороженное и даже недоброжелательное отношение ко всем, кто чем-то отличается от большинства Нек-рые родители предпочитают иметь «нормального» ребенка и потому стремятся воспрепятствовать его чрезмерному, по их мнению, умственному развитию Такая позиция также травмирует ребенка, мешает ему в полной мере реализовать свои возможности

Очевидно, что раннее проявление одаренности в дет возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов Желательно, чтобы обучение О д строилось на основе специально разработанных программ, к-рые способствовали бы полной реализации их творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психич. развития

К нач. 90-х гг. во мн странах разработано много программ выявления и поддержки одаренности, однако проблема не может считаться окончательно решенной Система специализиров школ, а также факультативов, кружков, секций и т п, призванных способствовать макс раскрытию юных дарований, еще далека от совершенства и не охватывает всего круга О д (в рамках этой системы выявляются и обучаются по спец. программам гл. обр. дети, имеющие худож, спортивные и др. спец. способности)

С целью оптимизации исследований в данной области и внедрения их результатов в пед.практику в 1975 создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, объединяющий представителей 55 стран В 1987 состоялась 7-я Междунар. конференция совета В 1988 разработана программа широкого междунар. сотрудничества в области выявления, обучения и развития О д Так, в Москве предусмотрено создание Междунар. школы, к-рая станет демонстрац центром, а также школой-моделью для эталонных пед.стратегий и методик уч деятельности

Лит: Лейтес H С, Одаренные дети, в кн Психология и психофизиология индивидуальных различий, M, 1977, его же, Способности и одаренность в детские годы, M, 1984, его же, Ранние проявления одаренности, ВП, 1988, N«4, Теплое Б М, Способности и одаренность, в его кн Избр труды, т l, M, 1985, Матюшкин А М, Сиск Д А, Одаренные и талантливые дети, ВП, 1988, № 4, Одаренные дети, [пер с англ], М, 1991, Ф p и м э и Д, Умные дети, М, 1996, Khatena J, Educationa! psychology of the gifted, № Y, 1982, B l o o m B S (ed), Deve-lopmg talent m young people № V 1985, Davis G A, Rimm S B, Education of the gifted and talented, Englewood Chffs (№ J), 1985, Gallagher J J, Teachmg the gifted child, Boston (Mass) — L

B M Слуцкий

 

Просмотров: 1859
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Дифференциальные тесты способностей
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ, Ай-кью (англ. INTELLECTUAL QUOTIENT - IQ)
  • НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Тесты академических способностей
  • ТЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • ТЕСТЫ МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Тесты специальных способностей
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь