|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф(ок. 1141, Гянджа, ныне на терр. Азербайджана, — ок. 1209, там же), поэт-гуманист. и мыслитель. Писал на фарси. Обладал обширными познаниями во мн. областях, знал неск. языков. Возможно, преподавал в медресе. Получил известность как автор пяти поэм — «Пятерицы» («Хамсе»): «Сокровищница тайн» (ок. 1173—80), «Хосров и Ширин» (ок. 1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандар-наме» (ок. 1203). Уже в поэме «Сокровищница тайн» сумел воплотить глубокое познават. и нравоучит. содержание в новой худож. форме, развивавшей традиции вост. проповеди и назидат. притчи. Преклонение перед мудростью и трудом, воплощающим знания в разумные дела, - один из центр. мотивов, объединяющих все поэмы. Содержанием второй поэмы Н. Г. смело подчеркнул нравств. превосходство женщины над шахом Хос-ровом. Здесь выведен образ строителя Фархада, олицетворяющий труд и добродетели труженика. В поэме «Семь красавиц» показано воспитание Бахрама и превращение его из легкомысленного царевича в справедливого и разумного правителя, борющегося против произвола и насилия. Одно из лучших творений Н. Г. — «Искандар-наме»; как и предшествовавшие поэмы, содержит много фрагментов назидат. характера, а во 2-й части — серию поэтич. описаний философски насыщенных диспутов между мудрецами, а также советы, послания, переданные как бы от имени крупнейших учёных и мыслителей (излагаются взгляды Аристотеля, Фалеса, Платона, Сократа и др.). В поэме дан образ идеального правителя, в становлении к-рого решающая роль принадлежит мудрому учителю и настойчивому овладению его воспитанником знаниями. «Пятерица» знакомила, т. о., с высшими достижениями антич., визант., инд. науки, проповедовала гуманистич. идеи и высокую социальную значимость образования. Поэмы Н. Г. способствовали формированию новых нравств. и познавательно-образоват. идеалов народов Ближнего и Ср. Востока. Они оказали Значит. влияние на развитие мн. жанров мировой лит-ры, в т. ч. дидактич. и «учёной» поэзии. С о ч. в рус. пер.: Сокровищница тайн, М., 1959; Хосров и Ширин, М., 1955; Лайли и Мадж-нун, М., 1965; Семь красавиц, М., 1959; Искен-дер-наме, М., 1953; Пять поэм, М., 1968. Лит.: Мурадханов М. А., Пед. высказывания Низами, Баку, 1947; Бертельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956; Мустафаев Дж., Филос. и этич. воззрения Низами, Баку, 1962. Г. Ахмедов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|