|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ(лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к-рые составляли основу антич. (греко-римской). и ср.-век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания - тривиум (trivium), и арифметику, геометрию, музыку и астрономию, высш. ступень познания, «четверопутье» - ква-дривиум (quadrivium). В Др. Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний - enkyklios paideia, т.е, образование имело универсальный («энциклопедический»). характер. Семичастный канон восходит к учению Платона, к-рый подробно рассматривал, какие ступени должен пройти разум человека, чтобы обрести способность постигать чистые формы, высш. истину. Особое значение Платон придавал матем. иск-вам - арифметике, геометрии, музыке и астрономии, а также диалектике как науке о законах мышления. В эллинистич. эпоху преподавание «свободных иск-в» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений матем. и естеств.-науч. характера благодаря множеству открытий в этих областях знания. Римляне восприняли систему «свободных иск-в», придав её изложению более организованный характер и расширив за счёт введения новых дисциплин. Так, Варрон (116—27 до н. э.). включил в неё архитектуру, медицину и философию; Квинтилиан создал практич. курс риторики, но исключил диалектику и арифметику. К 5 в. система «свободных иск-в» приобрела завершённый и даже застывший характер. В произв. языч. ритора Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» были кратко изложены основы каждого из С. с. и, в форме, сочетавшей аллегорич., дидактич. и собственно содержат, подходы. Это сочинение стало обязательным учебником в ср.-век. школах и ун-тах Зап. Европы вплоть до 18 в. Капелла значит. ельно повлиял на развитие в ср. века концепции «свободных иск-в» и наук как «служанок теологии», в его сочинении шк. иск-ва впервые были представлены в персонифицированном виде прислужниц мудрой девы Филологии. В ср. века гл. место в соответствии с господствовавшими христ. воззрениями заняла теология, но функции наук остались, по существу, без изменений. Нормативное изложение С. с. и, было дано в сочинении Кассиодора «Наставления в иск-вах и науках божественных и светских», а также в «Этимологиях» Исидора Севильского. В каноне С. с. и, грамматика была базовым предметом, «матерью наук». Она включала изучение звуков, букв, частей речи, грамматич. категорий, а также толкование содержания и формы лит. произведений (в рим. школе особенно Теренция и Вергилия). Диалектика (логика). давала изложение категорий Аристотеля, учила иск-ву строить логич. доказательства, вести диспут. Риторика наставляла в иск-ве правильно и выразительно говорить, составлять лат. стихи и прозу, судебные речи, в неё входили элементы права. На рубеже античности и средневековья Боэцием было дано развёрнутое теоре-тич. обоснование и подробное изложение квадривиума как высш. ступени С. с. и. Боэцию принадлежит.н. сам лат. термин «квадривиум», понимавшийся как путь обучения человека мыслить «дисциплинированно». Считалось, что матем. науки оказывают катарическое (очищающее). воздействие на душу и разум, освобождая их от уводящих от истины телесных чувств и восприятий, выявляя сущность чисел и числовых соотношений, лежащих в основе мира. Квадривиум трактовался как комплекс наук о числах в их высшем, божественном, а также собственно матем. и практич. смыслах. Арифметика содержит в себе «первоначальный образ рассуждения», всё в мире располагается в соответствии с её законами, через посредство чисел идеальные формы воплощаются в материальные объекты. Мировая гармония создаётся определёнными числовыми соотношениями. Вместе с тем изучались арифметич. действия, давалось аллегорич. толкование чисел. Геометрия была посвящена изложению пространственного бытования числа. При её изучении усваивались осн. положения Евклида, основы географии, архитектуры, нек-рых естеств. наук. Музыка в античности рассматривалась не как иск-во игры на муз. инструментах или пения, а как теоретич. матем. дисциплина о мировой гармонии и всех видах её проявления, о гармонич. ных пропорциях и числовых соотношениях. Астрономия давала знания о строении неба, движениях звёзд, включала в себя и астрологию. Квадривиум открывал путь к высш. знанию - философии, а в ср. века - к теологии. В ср.-век. Зап. Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С. с. и. Они изучались в общеобразоват. школах, более глубоко - в ун-тах на «факультетах иск-в», составлявших нач. ступень высш. образования. «Свободным иск-вам» были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и худож. произведения, напр., поэма «Битва семи искусств» А. ДАндели (13 в.). Аллегорич. фигуры «свободных иск-в» - Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих иск-вах изображались на стенах ср.-век. соборов. С. с. и, входили и в образоват. куррику-лум эпохи Возрождения, однако по мере развития studia humanitabis - дисциплин, определивших традицию классического образования, и науч. знаний, «свободные иск-ва» постепенно оттеснялись на периферию. Лит.: Уколова В. И., «Последний римлянин» Боэций, М., 1987; с е ж е, Поздний Рим: пять портретов, М., 1992; A b с l s o n Р., The seven liberal arts, N. Y., 1965; см. также лит. при статьях Античность, Средние века. В. И. Уколова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|