|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МУХИНА Валерия Сергеевна(р. 22.1.1935. Ворошилов, ныне Уссурийск, Приморск. края), психолог, акад. РАО (1992), д-р психол. наук (1972), проф. (1973). Засл. деятель науки РФ (1992). Окончила биол.-хим. ф-т МГПИ (1956). С 1962 преподавала там же на каф. психологии; с 1988 зав. кафедрой пед. психологии ин-та (ныне МПГУ). С 1992 дир. Ин-та развития личности РАО. В кон. 50-х гг. на базе Моск. , клинич. б-цы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессиров. животных в интересах лечения психически больных, приведший к положит. мед. результатам. Авт. дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного науч. наблюдения за психич. развитием сыновей-близнецов — от рождения до 7 лет (изд. в 1969, 1977). В 6 — 70-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в развитии графич. образов у детей (кн. «Изобразит, деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 70-х гг. М. выявила психол. одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символич. замещений, постепенное ослабление прямой зависимости дет. поведения от функцион. назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии. С 70-х гг. разрабатывает проблему психич. развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала разл. варианты психол, поддержки с учётом возраста индивида. Мн. положения М. обобщены в её кн. «Рождение личности» (на яз. оригинала не опубл.), изд. на англ. (1984) и др. языках. В 1975—80 предложила теорию исто-рич. и онтогенетич. развития структурных звеньев самосознания, в систему к-рых включила; эмоцион.-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивид, психич. «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психол. время личности; социальное пространство личности — её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психич. процессов, в т. ч. связанных с групповыми и этнич. проблемами. М. участвовала в организации психол. помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988—89). С кон. 80-х гг. рук. подготовки практич. психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Участник реализации программ поддержки детства, в т. ч. «Дети — сироты» и др. Авт. концепции кабинета дет. психолога, в оборудование к-рого входят т. н. стимульные куклы (патент РФ, 1992) для детей с разл. психол. проблемами. Соч.: Психология дошкольника, М., 1975; Дет. психология. Ми985; Проблемы генезиса личности, М., 1985; Шестилетний ребенок в школе, M.; Психология, М., 1988 (совм. с Л. А. Венгером); Лишенные родит, попечительства. Хрестоматия (авт., сост., ред.), М., 1991; Как обрести врага. М., 1994 (совм. с К. А. Хвостовым); Возрастная психология (от рождения до юношеского возраста), М., 1994.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|