МОЗАМБИК

(Mosambique), Республика Мозамбик, гос-во на Ю.-В. Африки. Пл. 783 тыс. км2. Нас. 15,6 млн. чел. (1990, оценка). Офиц. яз. — португальский. Столица — Мапуту.

Первые школы для афр. населения были открыты миссионерами в 1-й пол. 19 в. В 70-х гг. 19 в. в школах обучалось 400 чел. До сер. 20 в. в стране фактически существовали две системы образования: для африканцев — только миссионерские, для европейцев — гос. и частные общеобразоват. школы. 5-летняя начальная, т. н. адаптированная, школа для африканцев (включавшая 2-летний подготовит, курс и 3-летнюю элементарную) была тупиковой. Для европейцев имелись 4-летняя нач. школа и 7-летняя средняя — лицей. В 1964 формально было введено обязат. обучение афр. детей с 6 до 12 лет, но большая часть афр. детей не посещала школу.

В нач. 70-х гг. в стране сложилась система образования, объединявшая гос., частные и миссионерские уч. заведения: 4-летние начальные, 7-летние средние, проф. и высш. уч. заведения. Лишь 30% афр. детей посещало школу. В 1975 93% взрослого населения было неграмотным.

С провозглашением республики (1975) развернулась работа по ликвидации неграмотности. Были созданы Нац. управление по вопросам ликвидации неграмотности и обучения взрослых, спец. 6-месячные курсы для подготовки преподавателей-инструкторов по ликвидации неграмотности; для обучения грамоте взрослых разработаны спец. учебники. В 1975 были национализированы частные и миссионерские школы, введены единая гос. светская система образования и всеобщее нач. обучение. Законодательно было запрещено использование старых шк. учебников, ввозившихся ранее из Португалии. С 1977 регулярно издаётся собственная уч. лит-ра, к-рую школьники получают бесплатно. С кон. 80-х гг. вводится новая система образования, включающая дошк. воспитание, 5-летнюю начальную, 2-летнюю неполную среднюю,

5-летнюю полную среднюю, проф.-тех. и высш. школы. В 80-х гг. уровень грамотности повысился, однако к нач. 90-х гг. св. 67% населения в возрасте 15 лет и старше оставалось неграмотным. В 1990 провозглашено обязат. обучение для детей 7—14 лет.

Управление системой уч. заведений возложено на Мин-во образования. В 1988 ему выделено 9,9% гос. бюджета.

Дошк. воспитание получило развитие после 1975 (до провозглашения независимости было 14 частных дет. садов, в к-рых воспитывалось 1,3 тыс. детей, в осн. португальских). В сер. 80-х гг. в дошк. учреждениях воспитывалось св. 62,9 тыс. детей. Для детей 6 лет имеются одногодичные дощк. классы, к-рые охватывали 45,1 тыс. чел. (1986).

Нач. школа — 5-летняя. Уч. программа включает португ. яз., историю, географию, математику, естествознание, рисование, ручной труд, физкультуру, полит. воспитание. За 1975—83 число уч-ся нач. школ выросло с 672 тыс. до 1,5 млн. чел. В 1988 в нач. школах обучалось св. 1199 тыс. уч-ся, работало ок. 21,4 тыс. учителей.

Полная ср. общеобразоват. школа делится на 2 ступени: неполная средняя (6—7 кл.) и полная средняя (или пред-университетский курс 8—12-е кл.). В ср. школе уч-ся изучают, кроме названных предметов, англ. яз., биологию, физику, химию, черчение. В 1988 в ср. школах обучалось ок. 107 тыс. уч-ся.

Проф.-тех. подготовка осуществляется на неск. уровнях. Широкая сеть ремесл. школ и центров готовит квалифицир. кадры рабочих для с. х-ва, промышленности и др. секторов экономики. В них принимаются выпускники нач. школ или окончившие элементарный курс проф. подготовки (куда принимают после нач. школы 1-й ступени и где обучаются от 2 недель до неск. месяцев). В 1987 в проф.-тех. уч. заведениях было 9,3 тыс. уч-ся.

Специалистов ср. звена готовят техн. уч-ще (построено с помощью СССР в 1979) в пригороде Мапуту — Матоле, индустриально-пед. техникум в Нампуле (осн. центр по подготовке преподавателей для системы проф.-тех. образования, построен с помощью СССР в 1982), а также ср. проф.-тех. колледжи и техн. колледжи повышенного типа в Бейре, Тете, Мапуту, Имойре, Шокве и др. городах. В кон. 80-х гг. работало ок. 30 ср. проф. уч. заведений, в к-рых обучалось св. 10 тыс. учащихся.

В Мапуту имеется ун-т им. Э. Мондла-не (открыт в 1962—63; в 1990 — св. 2,8 тыс. студентов).

В системе образования взрослых существует широкая сеть курсов ликвидации неграмотности. В центрах подготовки специалистов при разл. мин-вах и учреждениях, рабочие и служащие без отрыва от произ-ва в течение 2—5 лет повышают свой проф. уровень (напр., школа журналистики при Нац. орг-ции журналистов, нац. курсы по подготовке работников просвещения при Мин-ве образования, курсы типографских работников при Полиграф, центре — все в Мапуту, и др.).

Учителей для нач. школы готовят 17 уч. центров (курс 3 года). В сер. 80-х гг. в них обучалось 3,8 тыс. чел. Имеется также 4 центра подготовки учителей 5—7-х кл. (курс 2 года), в них обучалось 1,3 тыс. чел. Подготовка учителей ср. школ осуществляется в течение 2 лет на пед. ф-те ун-та им. Э. Мондлане и в Высш. пед. ин-те в Мапуту.

ЛитЯковлев В. СМозамбик, М., 1980; Народная Республика Мозамбик. Справочник, под ред. Н. И. Гаврилова, М., 1986. В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 633
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЕДИНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь