Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН



МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое ср. уч. заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Был организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению наукам в гимназиях и ун-те. Учреждение пансиона как уч. заведения произошло в 1779 по инициативе M. M. Хераскова, куратора Моск. ун-та.

В пансион принимались мальчики 9—14 лет по представлении свидетельства о дворянском происхождении и после предварит. испытаний, в ходе к-рых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа для будущего воспитанника. Каждый учащийся занимался по разл. дисциплинам в том классе, к-рый соответствовал его познаниям. Ученики ст. отделения посещали лекции в ун-те. Раз в полгода проводились испытания, годовые экзамены были публичными.

Управление пансионом осуществлялось директором, инспектором, членами университетского совета и почётными членами из родителей. Пансион имел самостоят. бюджет. Содержание и обучение воспитанников было платным, отд. суммы вносились за обучение музыке и верховой езде.

К нач. 19 в. в пансионе содержалось 250 чел., кроме них — 25 полупансионеров и 6 пансионеров «на счёт пансиона» — дети малообеспеченных военных и статских чиновников; они являлись полноправными учениками.

Пансион готовил к военной, статской, придворной и -дипломатич. службе. С 1818 воспитанники пансиона получили ряд привилегий: присвоение по окончании прав и чинов 10—14-х классов, право производства в офицеры независимо от вакансий (по прошествии 6-месячного срока в низших званиях) и др. Желающие продолжить образование в ун-те производились в студенты сразу же по окончании и часто оставались жить в пансионе.

Программа, рассчитанная на 6 лет, включала: математику (с началами высшей) и механику, отеч. и иностр. словесность, закон Божий и священную историю, естеств. историю, рим. право, рос. законоведение, иностр. языки (франц., нем., англ., итал.), классич. языки, историю, мифологию, светское воспитание, иск-ва (музыка, рисование, живопись, танцы, фехтование, верховая езда), гражд. архитектуру, воен. дисциплины, логику, историю философии, полит. экономию, нравоучение, риторику, эстетику. Дополнительно (вне уроков) изучались статистика России и сел. домоводство.

Деятельность А. А. Прокоповича-Антон-ского (в 1791—1826 директор пансиона) в Значит. степени определила приоритет лит. направления в образовании. Пансионеры вместе со студентами ун-та готовили театральные и муз. представления, устраивали диспуты. Лит. и театр, жизнь пансиона нашла отражение в составленных воспитанниками печатных альманахах, собраниях и антологиях (в т. ч. 18-томном изд. «Речей, разговоров и стихов, читанных в публичном акте в Благородном университетском пансионе», 1797—1830).

Система воспитания строилась на сорев-новат. началах, были развиты разл. формы морального поощрения (напр., выборы лучшего воспитанника). Равное внимание уделялось успехам в учении, нравств. развитию воспитанников (характер, отношение к окружающим, интересы и склонности), физическому воспитанию.

После 1825 пансион был лишён части привилегий в связи с причастностью многих воспитанников (Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, П. Г. Каховский, Н. М. Муравьёв, В. Ф. Раевский, С. П. Трубецкой, А. И. Якубович) к восстанию декабристов. В 1830 получил статус гимназии (с 1833 Московский дворянский институт).

Среди воспитанников пансиона были литераторы И. П. Пнин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. Ф. Вельтман, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; прославленные военные А. П. Ермолов, И. Н. Инзов и др.

Лит.: С ушков Н. В., Московский университетский благородный пансион, М., 1858; Шишкова Э. Е., Московский университетский благородный пансион (1776- 1831), «Вестник МГУ. Сер. 8. История», 1979, № 6. Н. В. Кеворкова.

 

Просмотров: 1404
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
  • АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и Всея Руси
  • БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМИСТАДИЙНЫЙ ПУТЬ
  • Благородный восьмеричный путь
  • ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
  • ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада)
  • Гегель: Нюрнбергский период (1808-1816), Гейдельбергский (1816-1818), Берлинский (1818-1830) периоды
  • Жизнь после жизни
  • Значимые другие, не являющиеся членами семьи (EXTRAFAMILIAL MEMBERS)
  • МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова
  • МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН
  • ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • Основная образовательная программа  (ООП) подготовки специалиста
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • Программа дисциплины
  • РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  • РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  • Рабочая программа дисциплины
  • СОВЕТ ВОСПИТАННИКОВ
  • ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • Тест Составь картину-историю
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Электронное обучение медико-санитарным дисциплинам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь