МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова

(МГУ), первый рос. ун-т, один из центров отеч. и мировой науки. Осн. по инициативе и плану М. В. Ломоносова при содействии И. И. Шувалова (первый куратор ун-та) 25 янв. 1755 в составе 3 ф-тов, 10 кафедр и 2 гимназий для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Инаугурация состоялась 26 апр. (7 мая) 1755 открытием гимназий. Первый набор студентов составлял 30 чел., лекции начались в июне 1755 на филос. ф-те, с 1758 на юрид. и медицинском.

Ун-т стал общенац. центром просвещения. В типографии (1756; в 1779—89 находилась в ведении «Типографской компании», возглавляемой Н. И. Новиковым) печатались учебники, словари, науч. и худож. лит-ра, в т. ч. пед. сочинения Я. А. Коменского, Дж. Локка, Д. С, Аничкова и др. Б-ка ун-та (осн. в 1756) была доступна для всех «любителей наук». На ун-т, наряду с Академией наук, с 1757 возложена обязанность экзаменовать иностр. учителей и воспитателей пансионов. При содействии профессоров ун-та в 18 в. открыты гимназии в Казани (1757; на её основе создан Казанский ун-т), в Твери, Ярославле, Костроме, Вологде и др. городах. В 1779 по инициативе M. M. Хераскова создан Московский университетский благородный пансион. В 1779 при ун-те открыта учительская семинария (3 года обучения), где впервые в России преподавалась педагогика; в 1771 напечатано первое метод. пособие «Способ учения», составленное профессорами университета.

По уставу 1804 ун-т имел 4 отделения (ф-та): физ.-мат., нравств.-полит., мед., словесное, объединявшие 28 кафедр. В 1803—35 ун-т находился в ведении Моск. . уч. округа, осуществлял руководство работой школ. Для подготовки учителей гимназий в 1804—59 при ун-те существовал пед. ин-т (3 года, с 1835 — 4 года обучения), к-рый в разное время возглавляли А. М. Брянцев, Р. Ф. Тим-ковский, М. Т. Каченовский. В 1851 организована кафедра педагогики (руководитель С. П. Шевырёв). По уставам 1835, 1863, 1884 существенно усложнилась и расширилась уч.-науч. структура ун-та. В нач. 20 в. состоял из 4 ф-тов: юрид., мед., ист.-филол. (отделения древнеклас-сическое, славяно-рус, филологии и ист. наук), физ.-мат. (отделения матем. и естественных наук), объединявших 56 кафедр.

В 1803 ун-т получил право присуждения учёных степеней (в 18 в. воспитанники защищали диссертации в европ. ун-тах), организации науч. об-в. Созданы об-ва: истории и древностей российских (1804); испытателей природы (1805, существует до наст. времени), любителей рос. словесности (1811); математическое (1864, существует до наст. времени); любителей естествознания; антропологии и естествознания (1862); филос.-психологическое (1888); педагогическое (1898); среди его членов Д. Н. Анучин, П. Г. Виноградов, В. И. Герье, Н. Д. Зелинский, В. О. Ключевский и др.).

В 19 — нач. 20 вв. в ун-те сформировались крупнейшие науч. школы, связанные с именами физиков А. Г. Столетова, П. Н. Лебедева, механиков и аэродинамиков H. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина, биологов К. Ф. Рулье и К. А. Тимирязева, химиков В. В. Марковникова и Зелинского, геохимика В. И. Вернадского, антрополога и географа Анучина, историков Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, Ключевского, философов В. С. Соловьёва, Е. Н. и С. Н. Трубецких, филологов Ф. И. Буслаева и Н. С. Тихонраво-ва, медиков Н. В. Склифосовского, Н. Ф. Филатова, А. А. Остроумова, Ф. Ф. Эрисмана.

Ун-т сыграл важную роль в развитии рус. нац. культуры, при его содействии возникли мн. учреждения отеч. культуры: Академия художеств (1757) в Петербурге; музеи в Москве: Политехнический (1872), Исторический (1883), Изящных иск- в (1912; с 1937 Музей изобразит, иск- в им. А. С. Пушкина); Зоологический сад (1864), Высшие жен. курсы В. И. Герье (1872).

Воспитанниками ун-та были видные учёные, общественные деятели, писатели, поэты, артисты: Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Ф. А. Бредихин, С. М. и В. С. Соловьёвы, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский, А. С. Грибоедов, Н. М. Муравьёв, И. Д. Якушкин, П. Г. Каховский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Островский, А. П. Чехов, Н. Г. Рубинштейн, Л. В. Собинов, А. Белый, Е. Б. Вахтангов и мн. др.

Студенчество и профессура принимали участие в обществ. движении. В 1911 в знак протеста против реакц. политики пр-ва по отношению к ун-там ок. 400 профессоров подали в отставку, в их числе Вернадский, Зелинский, Лебедев, Тимирязев, В. И. Пичета, А. А. Кизеветтер, П. Н. Сакулин, Н. К. Кольцов. В кон. 19 — нач. 20 вв. в ун-те получили образование участники рев. движения, будущие деятели Сов. гос-ва и Красной Армии: В. В. Боровский, Н. И, Бухарин, M. H. Покровский, В. И. Невский, И. Ф. Арманд, Д. И. Ульянов, С. Г. Шаумян, Д. И. Фурманов, С. Г. Лазо и др.

После Окт. революции в ходе реформ 20-х — нач. 30-х гг. произошли изменения в структуре ун-та, составе студенчества и профессуры, уч. процессе. В 1918 упразднён юрид. ф-т, в 1919 создан ф-т обществ. наук (ФОН) в составе 3 отделений: полит.-юрид., экон., ист. В 1921 создано обществ.-пед. отделение. Продолжали действовать физ.-мат. и филол. ф-ты. В 1919 открылись курсы для рабочих, преобразованные в рабфак (дневное отделение существовало до 1936). В 1929—30 на правах ф-та работали Высшие пед. курсы. В 1930—31 из ун-та был выведен ряд ф-тов, в т. ч. все гуманитарные, и на их основе созданы самостоят. ин-ты (1-й Медицинский, Геолого-разведочный, Философии, лит-ры и истории). В 1934 с открытием ист. ф-та в ун-те началось восстановление гуманитарного цикла. В 1936 организован заочный пед. ин-т в составе 4 ф-тов: физ.-мат., биол., геогр., ист. К 1941 ун-т состоял из 7 ф-тов и 10 науч.-исследоват. ин-тов, объединявших 84 кафедры и 75 лабораторий. В 1940 ун-ту присвоено имя М. В. Ломоносова.

В 1949 открыт Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ. наук, в 1959 — подготовит, ф-т для иностр. граждан, в 1967 — ф-т повышения квалификации преподавателей вузов. На базе МГУ созданы Ин-т междунар. отношений (1944) и Физ.-технический ин-т (1951).

Моск. ун-т является одним из ведущих науч. и уч. центров страны. В его стенах получили развитие традиционные и сформировались новые науч. школы и направления. Среди профессоров и преподавателей лауреаты Ленинской, Гос., Ломоносовской премий, 3 нобелевских лауреата. Св. 20 науч. открытий сотрудников ун-та внесено в Гос. реестр открытий. Признанием заслуг учёных является избрание их почётными членами заруб. академий, ун-тов, науч. ассоциаций.

В составе ун-та (1992): ф-ты — механи-ко-матем., вычислит, математики и кибернетики, физ., хим., биол., почвоведч., геол., геогр., ист., филол., филос., экон., юрид., журналистики, психологии, а также Ин-т стран Азии и Африки, Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ. наук и ф-т повышения квалификации преподавателей вузов. В ун-те более 200 кафедр и 430 науч.-исследоват. лабораторий, 4 НИИ (механики, ядерной физики, астрономический им. П. К. Штернберга, антропологии им. Д. Н. Анучина), ВЦ, 4 обсерватории, 12 уч.-науч. станций, 3 музея, Ботанич. сад, науч. б-ка им. А. М. Горького (св. 7 млн. экз. изданий). Обучение студентов ведётся по 45 специальностям.

Изд-во МГУ (осн. в 1927) выпускает уч., науч. и уч.-метод. лит-ру (ежегодно ок. 1000 назв.), журн. «Вестник Московского ун-та» (с 1946; с 1977 — 17 серий) и др. В кон. 80-х гг. общий тираж выпускаемой лит-ры составлял более 3 млн. экз. в год.

Ун-т сохраняет традиц. связи со школой. Работает ср. общеобразоват. школа-интернат физ.-мат. профиля им. А. Н. Колмогорова. Для учащихся ср. школ в 1989 действовали: малый механико-матем. ф-т (вечернее и заочное отделения); вечерняя и заочная физ. школы; вечерняя матем. школа при ф-те вычислит, математики и кибернетики; экон.-матем. Школа при экон. ф-те; общедоступные школы при ф-тах — хим., почвоведения, геогр., геол., ист., филос., филол., психологии, журналистики, юрид.; Ин-те стран Азии и Африки. При ун-те имеются подготовит, отделение, вечерние и заочные подготовит, курсы на ф-тах. Проводятся олимпиады для школьников (с 1935), дни открытых дверей (с 1937).

В 1992 в ун-те работало ок. 9 тыс. профессоров, преподавателей и науч. сотрудников, среди к-рых ок. 6 тыс. докторов и канд. наук; обучалось св. 26 тыс. студентов (из них ок. 5 тыс. без отрыва от произ-ва), 5 тыс. аспирантов и стажёров. За время существования Моск. ун-т подготовил св. 300 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 180 тыс. за послерев. годы. Моск. ун-т награждён неск. орденами СССР и зарубежных стран.

В 1992 МГУ получил статус самоуправляемого гос. высш. уч. заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Рос. Федерации и собств. Устава.

Лит.: Биография, словарь профессоров и преподавателей ими. Моск. ун-та, ч. 1 — 2, М., 1855; История Моск. ун-та, т. 1—2, М., 1955; Летопись Моск. ун-та, М., 1979.

Л. В. Кошман.

 

Просмотров: 1077
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ
  • АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
  • АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АСН)
  • БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) в С.-Петербурге
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • Доктор наук
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Иерархия наук
  • Институт повышения квалификации
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
  • Кандидат наук
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
  • МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ)
  • Общество любителей естествознания, позже - бщество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ)
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ И ОТДЕЛЕНИЯ
  • Педагогика в системе наук
  • Период повышения преподавательской квалификации  
  • СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь