|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МЕКСИКА(Mexico, Mejico), Мексиканские Соединённые Шта-т ы, гос-во на Ю. Сев. Америки. Пл. 1958,2 тыс. км2. Нас. 83,2 млн. чел. (1988). Гос. яз. — испанский. Столица — Мехико. В доколон. период у народов, населявших терр. совр. М. (майя и ацтеков), при храмах имелись раздельные школы для мальчиков и девочек (в возрасте от 12 до 15 лет) из семей знати. Дети из ср. слоев обучались в т. н. нар. школах. После завоевания М. испанцами в нач. 16 в. стали возникать миссионерские школы. Значит. вклад в развитие шк. образования в 1-й пол. 16 в. внесли миссионеры В. де Кирога, Б. де Лас Касас и Петер Гентский. В 1524 он основал в Мехико для индейцев первую общеобразоват, школу. В её уч. план входили: грамматика, чтение и письмо на лат. яз., на яз. индейцев нахуа (ацтекском; для письма использовалась лат. графика) и на испанском, игра на муз. инструменте, живопись, скульптура, разл. ремёсла. Школа, т. о., выполняла функции общеобразоват. начальной и профессиональной; онаже стала первым центром подготовки учителей для индейцев. В сер. 16 в. в Мехико были осн. один из первых в Лат. Америке ун-тов (1551, ныне Нац. автономный ун-т М.) и колледжи (большинство принадлежало религ. орденам; уч. курсы были те же, что в мекс. ун-те и ун-тах метрополии: лат. яз., риторика, философия, канонич. и гражд. право, богословие, медицина). Новый этап в развитии образования в М. наступил после завоевания независимости (1821). В 1822 Дж. Ланкастер начал создавать в М. гос. нач. «школы для детей бедняков», а также первые пед. уч-ща («нормальные школы»). Декретом 1861 управление гос. нач., ср. и проф. образованием начало осуществлять Мин-во юстиции и просвещения. В 1867 был принят первый Единый закон об образовании, к-рый провозгласил обязат. светское и бесплатное нач. образование, ввёл в ун-те преподавание физики, химии, естеств. истории. В кон. 19 в. нач. школу посещало менее 1/3 детей соответствующего возраста. В 19 в. появились ун-ты в штатах Коауила, Герреро, Идальго, Оахака и др. Со 2-й пол. 19 в. в М. начинает формироваться система высш. техн. образования: созданы Школа иск- в и ремёсел, Высш. торговая и адм. школа. После победы Мекс. революции 1910- 1917 была принята новая конституция (1917), подтвердившая обязательность, бесплатность и светский характер шк. обучения. Были созданы 2 новых типа школ: сельские (начальные; 4 года обучения) и базовые (неполные средние; 7—9 лет обучения, включая нач. ступень; 1926). Открылись также сел. нормальные школы для подготовки учителей (30-е гг.) и интернаты для детей индейцев. В 1921 было создано Мин-во образования. В 1937 состоялся конгресс по нар. образованию, по решению к-рого были осн. Федеральный ин-т усовершенствования учителей и комиссия по руководству отрядами по ликвидации неграмотности, широкая кампания по осуществлению к-рой началась в 1944 (к концу 1-го этапа было обучено грамоте 1,3 млн. чел.), 2-й этап был проведен в 1953—55. В 1958 был принят 11-летний план расширения системы образования, рассчитанный на 1959—70, пересмотрены уч. планы и программы нач. и ср. общеобразоват. школы. В результате охват нач. ступенью образования к 1970 достиг 70% (в 1958 —56%). Современная система образования определена законом 1973 и включает дошк. учреждения, нач. и ср. школы, проф. уч. заведения (в т. ч. подготовит, уровня), вузы. Сектор гос. школ с сер. 80-х гг. находится в стадии подготовки к обязат. обучению до 16 лет. Имеются частные образоват. учреждения. В общеобразоват., проф. и высших уч. заведениях в кон. 80-х гг. училось ок. 25 млн. чел. Ок. 8% населения М. оставалось неграмотным. Управление системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования. При нём имеется Нац. совет по образованию, гл. задача к-рого состоит в составлении и обновлении уч. программ и планов для всех типов гос. уч. заведений, а также в контроле за частными школами. Финансирование образования осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджета штатов и муниципалитетов (ответственных за постановку образования на местах), а также за счёт частных лиц и орг-ций. В 1989 на нужды образования было израсходовано 3,4% ВНП. Дошкольное воспитание детей 3—5 лет осуществляется в дет. садах. В 1988/89 в дет. садах работало 93 тыс. педагогов и воспитывалось св. 2,6 млн. детей. Общее образование. Нач. школа — 6-летняя, формально обязательна для детей от 6 до 12 лет. В кон. 80-х гг. нач. школу посещало 94% детей соответствующего возраста, из к-рых только 40% заканчивали полный курс обучения. Св. 30% нач. школ — частные. В 1988/89 уч. г. в нач. школах было св. 14,9 млн. уч-ся и св. 460 тыс. учителей (в 1960 в 32 тыс. школ — 4,9 млн. уч-ся и 111 тыс. учителей). Уч. план нач. школы включает исп. яз., математику, элементы обществ. и естеств. наук, основы природоведения, физич. воспитание, рисование, пение, труд. Послеб-го кл. учащиеся получают сертификат (свидетельство) об окончании нач. школы, дающий право продолжить образование в общеобразоват. или проф. школе. Ср. общеобразоват. школа имеет 2 ступени — 3-летнюю (базовую; неполное ср. образование) и 3-летнюю «высшую» с общеобразоват. или техн. уклоном. Уч. план базовой ступени в дополнение к предметам нач. школы предусматривает овладение одним из иностр. языков и более широкое изучение обществ. и естеств. дисциплин, в т. ч. всеобщей истории, истории и географии М. По окончании базовой ступени и после сдачи экзаменов выдаётся аттестат, с к-рым учащиеся могут продолжать образование на ст. ступени ср. школы или в проф. уч. заведениях подготовит, уровня, в т. ч. при вузах. По окончании ср. школы (12—13 лет обучения) учащиеся получают звание бакалавра, что даёт преимущество при поступлении в вуз. В 1988/89 уч. г. в ср. уч. заведениях было св. 6,8 млн. уч-ся и ок. 389 тыс. преподавателей. Начальное профессиональное образование на базе нач. школы дают т. н. центры по подготовке к труду (пром., с.-х. и др.); в нач. 80-х гг. их было ок. 2 тыс., в т. ч. ок. 1 тыс. государственных. Ср. проф. образование дают бачильерато по естеств.-науч. или гуманитарному профилю (3 года обучения); в кон. 80-х гг. в них обучалось ок. 1,5 млн. чел. Высшее образование. К вузам относятся св. 5 тыс. уч. заведений с разл. программами и сроками обучения (в исследоват. лит-ре в качестве вузов рассматривается не более 200, в т. ч. ок. 70 с университетским статусом). Координирующие функции выполняют Нац. ассоциация ун-тов и вузов, а также Координац. комиссия по планированию общенац. высш. образования и неск. аналогичных подкомиссий регионального значения (осн. в 1982). Большинство мекс. ун-тов имеет свои подготовит, отделения, бачильерато и т. п. (3 года), призванные обеспечить необходимый уровень общеобразоват. и нач. проф. знаний абитуриентов с учётом избранного ф-та. С кон. 80-х гг. проводится реформа ун-тов и их нач. ступеней с целью повышения качества подготовки. Срок обучения в ун-те 4—5 лет, в техн. и мед. вузе 5—7 лет. В 1989/90 уч. г. в вузах было ок. 1,78 млн. студентов и св. 120 тыс. преподавателей. Гос. ун-ты делятся на национальные и ун-ты штатов. Ведущее место занимает Мекс. нац. автономный ун-т в Мехико (совр. статус с 1929, св. 320 тыс. студентов; 14 ф-тов, школы, подготовит, колледжи, аспирантура, ок. 30 Н.-и. центров; издаёт неск. десятков спец. науч. журналов). Среди крупнейших вузов (1991) — ун-ты: Гвадалахары (осн. в 1792; 16 ф-тов, св. 217,5 тыс. студентов, имеет школы, колледжи, ин-ты, НИИ) и штата Веракрус (1944; св. 64,6 тыс. студентов; размещается в неск. городах штата — Халапе, Веракрусе и др.). Особое место в системе высш. образования занимает «Колехио де Мехико» — уч. и науч. учреждение в области гуманитарных и обществ. наук (1940; статус вуза с 1962; состоит из 6 центров). Высш. техн. заведения: Нац. политехн. ин-т в Мехико (1936; св. 167 тыс. студентов), частный Технол. ин-т высш. исследований в г. Монтеррей (1943; св. 11,4 тыс. студентов), ок. 40 региональных технол. ин-тов. При техн. вузах M. имеются 2-го-дичные подготовит, школы. Образование взрослых. В 1975 был принят закон об образовании взрослых, к-рый предусматривает расширение всех видов обучения людей старше 15—16 лет (особенно проф.-технического), расширение деятельности Нац. службы повышения квалификации без отрыва от производства (создана в 1965). С сер. 70-х гг. начала работать система «открытого» (заочного) ср. образования, а для сел. р-нов — система «телеобразования». В 1974 при Нац. автономном ун-те в Мехико был создан «открытый» ун-т. В 1981 осн. спец. Нац. ин-т по образованию взрослых, возглавивший новый этап кампании по ликвидации неграмотности. Широко используются телевидение и радиовещание. К нач. 90-х гг. св. 4 млн. взрослых жителей М. проходили подготовку по уч. программам ликвидации неграмотности. Педагогическое образование. Воспитателей дет. садов, учителей нач. школ и преподавателей в центрах по подготовке к труду готовят на базе нач. школы 4-летние нормальные школы, а также пед. региональные центры. Наряду с предметами, предусмотренными в ср. уч. заведениях др. профилей, учащиеся пед. уч-щ проходят введение в философию и логику, общую и дет. психологию, шк. гигиену, педагогику и ряд спец. дисциплин (включая пед. практику). В 80-х гг. в пед. уч-щах насчитывалось ок. 70 тыс. уч-ся. После окончания пед. уч-ща желающие продолжить пед. подготовку для преподавания в ср. уч. заведениях и вузах могут поступить в высш. пед. школы. В 1978 в Мехико открыт Пед. ун-т, в к-ром уже в 1981/82 уч. г. было ок. 80 тыс. студентов. Для повышения квалификации преподавателей, уже работающих в сфере образования, действует Федеральный ин-т усовершенствования учителей, а также ряд местных консультативно-пед. центров. Педагогические научные учреждения. Науч.-пед. исследования ведут Центр пед. исследований (осн. в 1963, ежеквартально издаёт журн. «Revista del Contro de estu-dios educativos»), Центр по изучению передовых методов обучения (1971; журн. «Теша»), Латиноамериканский региональный центр образования и ликвидации неграмотности взрослых (осн. в 1951 под эгидой ЮНЕСКО), науч.-пед. центры при Мекс. нац. автономном ун-те и ун-те в Гвадалахаре, Лат.-амер. группа по совершенствованию университетского образования (1958), Нац. центр пед. информации и документации (1971; при нём имеется пед. музей), издающие ряд спец. бюллетеней и журналов, и др. Лит.: Акатьев А. П., Вершинина А. М., Система высш. образования в Мексике, М., 1977; Культура Мексики, М., 1980; Максименко Л. Н., Мексика, М., 1983; G а 1 1 о -М a r t i n с z V., Poli-tica educativa en Mexico, Мех., 1976; Evolu-cion у situacion actual de la educacion en America Latina. [Madrid, 1977J; Lopez Lator-re J. E., Situacion historica de la educacion superior en Mexico, Мех., 1980. Э. Г. Ермольева.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|