Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович



ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович

[20.11(1.12).1792, Нижний Новгород, — 12(24).2.1856, Казань], математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и нар. просвещения. Род. в семье чиновника. Учился в Казанской гимназии (1802—07) на казённом содержании, затем в ун-те (1807—11), по окончании к-poro получил степень магистра и был оставлен при ун-те. С 1814 адъюнкт, с 1816 экстраординарный и с 1822 ординарный проф. Несмотря на трудную обстановку в годы попечительства М. Л. Магницкого, Л. вёл большую науч. и пед. работу (преподавал математику, физику, астрономию), отстаивая в преподавании мате-риалистич. взгляды.

В 1827 Л. был избран ректором ун-та и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под рук. Л. был построен комплекс вспомогат. зданий ун-та: б-ка, астрономич. обсерватория, физ. кабинет и хим. лаборатория, анатомич. театр, клиника и др. Л. основал «Учёные записки Казанского ун-та» (1834) и развил издательскую деятельность. Подчёркивая обществ. роль образования, Л. стремился увлечь студента патриотич. идеалом учёного-гражданина, к-рый «высокими познаниями составляет честь и славу своего отечества». Л. настаивал на развитии и совершенствовании способностей человека, на гармонич. сочетании спец. подготовки с общим развитием и освоением эстетич. и этич. культуры.

Постоянное внимание к воспитат. аспектам науки, поиски филос. основ науч. знания, оптимальных пед. средств и путей передачи этого знания — основа методико -пед. теории Л. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиб. полно и систематизированно рассмотрены им в работе «Наставление учителям математики в гимназиях» (1828, опубл. 1832). Л. разработал план ступенчатого изучения математики в гимназии: постепенное восхождение от чувственного восприятия к формированию отвлечённых понятий и суждений, их доказательству. Филос. позиции Л. определили его подход к вопросу о цели и содержании образования, связи обучения с жизнью, о воспитывающем характере обучения, соответствии содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся и т. д. Л. во многом предвосхитил идеи рус. педагогов 60-х гг. 19 в. в оценке реального образования как основы развития личности. Обучение Л. рассматривал как единый процесс умственного и нравств. развития ребёнка, ведущую роль в воспитании «начал нравственности» отводил преподаванию лит-ры и истории, подчёркивал огромную воспитат. роль родного языка.

Идея осознанного усвоения уч. материала у Л. имела важное значение в то время, когда в школе преобладали догматич. методы преподавания, а ученик рассматривался лишь как пассивный объект пед. воздействия. Важную роль в реализации уч.-воспитат. задач Л. отводил методам обучения, выделяя как главные — ана-литич. и синтетические и подчёркивая значение практических. Особое внимание он уделял ученич. сочинениям и лит. беседам, считая последние наиб. творческим элементом уч. процесса.

Пед. идеи Л. получили во 2-й пол. 19 в. развитие в рус. пед. науке. Большое значение для пед. практики имела деятельность Л. в области нар. образования. Он состоял почти бессменным председателем испытат. к-та для проверки знаний абитуриентов ун-та, председателем училищного к-та (с 1827), в ведении к-рого по Уставу 1805 находились все школы Казанского окр. Будучи и, о. попечителя, а затем помощником попечителя округа (1845—55), Л. добился улучшения материального положения нач. школ округа, проводил широкую метод. работу среди учителей.

С о ч.: Поли, собр. соч., т. 1—5, М. — Л., 1946—51.

Лит.: Васильев А. В., Лобачевский, СПБ. 1914; Каган В. Ф, Лобачевский, М. — Л (библ.); Н. И. Лобачевский. Науч.-пед. наследие. Руководство Казанским ун-том, М., 1976 (библ.).

 

Просмотров: 583
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Второе значение образования как результата
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856)
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856)
  • ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792—1856)
  • ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Роль больного или роль пациента
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Уровни усвоения содержания образования
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • Цели образования
  • Цели образования
  • Часть, доля, значение, роль, свойство, признак, партия, класс
  • методы обучения в высшей школе
  • мониторинг развития системы образования
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь