КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

входит в Пермскую обл. Рос. Федерации. Пл. 32,9 тыс. км2. Нас. 159 тыс. чел. (1989). Центр — г. Ку-дымкар.

В 1372 рус. церк. деятель Стефан Пермский создал пермскую письменность (просуществовала св. 300 лет и использовалась гл. обр. в религ. целях) и начал приобщать коми-пермяков к книжной культуре. Первое светское уч. заведение на терр. совр. авт. округа — заводская школа, открыта в 1799 помещиками Всеволжскими в пос. Пожва. В 1841 основано Кудымкарское городское училище. Начальные сел. школы (гл. обр. земские) и министерские уч-ща создавались с 60-х гг. 19 в. (к 1887 — св. 20). С сер. 80-х гг. открывались церк.-приходские школы (к 1900 — св. 60). В 1893 для подготовки учителей по инициативе миссионера Я. Шестакова открыта 2-классная школа в с. Юсьва. После 1906 допускалось шк. обучение детей на родном языке в течение первых двух лет. В большинстве школ преподавание велось на рус. языке. В земских уч-щах использовались пособия К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова и др. Просвещению в крае содействовали первый коми-пермяцкий учёный И. Я. Кривощёков, организатор 4-классного гор. уч-ща в Ку-дымкаре (1907), учителя E. E. Попов и К. М. Мошегов, авторы коми-пермяцких букварей и книг для чтения (изд. в 1904, 1908, 1909).

В 1901 действовало 86 школ, в т. ч. 24 земские, 58 церк.-приходских, 4 министерские. В 1913/14 уч. г. насчитывалось св. 110 нач. школ (среди уч-ся коми-пермяки составляли 15—20%). Грамотность населения на рус. яз. среди мужчин 11,4%, среди женщин 1,3%.

После установления сов. власти началась перестройка системы просвещения. С образованием авт. округа развернулась ликвидация неграмотности. В 1927 лик-пункты посещало св. 13 тыс. чел. (в т. ч. 1257 женщин), в 1931 — ок. 23,5 тыс. чел. Всего за 1925—35 обучено грамоте св. 43 тыс. чел.

В 1918 В. А. Молодцовым создан единый коми алфавит на рус. графич. основе (в 1932 письменность переведена на лат. графику, а в 1938 — вновь на русскую). С нач. 20-х гг. в Москве, затем в Сыктывкаре издавались первые сов. учебники для коми-пермяцких школ и ликбезов. В создании учебников приняли участие основоположники коми-пермяцкой лит-ры А. Н. Зубов (Питю Оньо) и М. П. Лихачёв, а также Ф. Е. Зубов, Г. А. Нечаев и др. В 30-е гг. с образованием коми-пермяцкого изд-ва (ныне Отделение Пермского книжного изд-ва) налажен регулярный выпуск уч. лит-ры на родном языке.

В 1924/25 уч. г. работало 85 школ I ступени (срок обучения 5 лет), в т. ч. 69 коми-пермяцких, 3 семилетки, 2 школы II ступени, ШКМ (всего ок. 6 тыс. уч-ся). Школой было охвачено св. 40% детей соответствующего возраста, в т. ч. 60% — коренной национальности. С нач. 30-х гг. развёрнута работа по организации нач. всеобуча. В 1931 действовало 240 школ, охват обучением повысился до 80%. Нач. всеобуч реализован в 1936. В 30-х гг. открылись лесной и с.-х. техникум, пед. уч-ще (1927), фельдшерско-акушерская школа. В 40—50-х гг. появились проф, — тех. уч. заведения. В 1940—56 в Кудым-каре работал учительский ин-т.

В 50-х гг. реализован 7-летний всеобуч, в 60-х гг. —H-летний. В 1964/65 уч. г, среди 365 школ насчитывалось 89 восьмилетних и 20 средних. С нач. 50-х гт, рус. яз. в коми-пермяцких школах стал изучаться с 1-го класса. После 1959 преподавание всех уч. предметов было переведено на русский, а изучение родного языка и лит-ры необоснованно сокращено, хотя имелись все условия для его-распространения. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование. В итоге к нач. 90-х гг. в 1—9-х классах родной язык и лит-ру изучали не более 25% уч-ся коренной национальности (ок. 6 тыс. чел.).

В 1992 в округе функционировало 280 дет. садов (ок. 15 тыс. воспитанников), в т. ч. 83 дет. сада, где воспитат. работа велась по подготовленной в кон. 80-х гг. Программе по развитию речи и знакомству с окружающим миром на родном языке. Действовало 192 общеобразоват. школы: 78 нач. (38 коми-пермяцких), 60 неполных средних (23), 54 средние (24). В этих школах обучалось 25,4 тыс. уч-ся. В кон. 80-х гг. изданы новые букварь (автор Г. И. Немтинова и др.) и учебники коми-пермяцкого яз. и лит-ры для 2—9-х кл. общеобразоват. школы. Имеются учебники по родному яз. и лит-ре (в т. ч. для 5—9-х кл.), готовится программа факультативного курса по родной лит-ре для ст. классов. Подготовлены пособия по истории и географии родного края. В 2 вечерних школах — ок.400 уч-ся.

В школах округа занято 2,5 тыс. учителей, в т. ч. 62% с высш. образованием. Среди педагогов св. 20 засл. учителей школы РСФСР. Учителей нач. классов готовит Кудымкарское пед. уч-ще, преподавателей ср. школы — пермские пед. ин-т (коми отделение с 1955) и ун-т. В Ку-дымкаре действует окружной ИУУ (с 1944).

Имеется 4 ПТУ (св. 1,2 тыс. уч-ся). Среди внешк. учреждений окружной дворец и 6 домов дет. творчества, 7 муз. школ, станции юных натуралистов, техников, ДЮСШ и школа иск-в. В 4 ср. спец. уч. заведениях (среди них пед. уч-ше) ок. 3 тыс. уч-ся.

Лит.: Кривощекова А. Ф., Очерки истории коми-перм. школы, [Пермь J, 1956; Из истории нар. образования Урала, Пермь, 1976; Коми-Перм. нац. округ. Ист. очерки, Кудымкар, 1977; Бачев Г. Т., Светлой дорогой. Очерки о коми-пермяцкой школе, Кудымкар, 1982 (на коми-пермяцком яз.). 3. К. Тудвассва.

 

Просмотров: 1538
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛКОГОЛИЗМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КОМИ И КОМИ-ПЕРМЯКИ
  • КОМИ РЕСПУБЛИКА
  • КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ СРЕДИ МЛАДЕНЦЕВ
  • КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ СРЕДИ НОВОРОЖДЕННЫХ
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИТ
  • ЛИТ (LITH-), ЛИТО-
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
  • РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь