|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
КОМИ РЕСПУБЛИКАРеспублика Коми, входит в состав Рос. Федерации. Пл.415, 9 тыс. км2. Нас. 1261 тыс. чел. (1989). Столица — Сыктывкар. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 872 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 788 чел.). В отраслях экономики занято ок. 264 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 77 тыс. с высшим и св. 188 тыс. со ср. спец. образованием. Древняя (т. н. пермская) письменность была разработана рус. церк. деятелем Стефаном Пермским в 14 в. и использовалась в миссионерских целях. К кон. 17 в. эта письменность заменена основанной на слав.-рус. графике. Помимо монастырских школ обучение организовывалось лишь в немногих т. н. домашних школах. Первые гос. школы созданы в нач. 19 в. (Яренское нар. уч-ще, 1804, и др.). Позже в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) открылись духовное (1822), приходское (1835) и уездное (1840) уч-ща. Первая сел. школа открыта в 1828 в Ижме. В 40-х гг. 19 в. появились сел. (т. н. кисилевские) школы для детей гос. крестьян, находившиеся в ведении Мин-ва гос. имуществ. В кон. 50-х гг. открыты первые гор. жен. уч-ща. В кон. 60-х гг. с образованием земств в их ведение переданы кисилевские школы, открывались и собственно земские нач. школы. В кон. 80-х гг. земские уч-ща Яренского уезда преобразованы в церк.-приходские. Обучение велось на рус. яз. В 19 в. попытки начать обучение коми дегей на родном языке предпринимали ч.-к. Петерб. АН П. И. Савваитов, автор неск. учебников и мн. церк. книг Г. С. Лыткин. Сторонником просвещения выступал основоположник коми лит-ры учитель И. А. Ку-ратов, предлагавший проекты зырянского алфавита и разработавший грамматику коми языка. В нач. 20 в. среди уч. заведений преобладали церк.-приходские школы. После 1912 открылись 2 гимназии, 11 высш. нач. уч-щ, 2 ремесл. уч-ща. В 1914/15 уч. г. было 316 школ (15,1 тыс, уч-ся), работали 575 учителей, для их подготовки в 1916 открыта учительская семинария. Рус. грамотой владело ок. 25% населения, в сев. р-нах — ок. 12%. Почти полностью неграмотными оставались женщины. После установления сов. власти началась коренная перестройка нар. образования. Заметную роль в подъёме нац. культуры играло об-во «Комикотыр»; была издана «Программа по изучению зырянского края» (автор — П. А. Сорокин), в к-рой Значит. место отводилось вопросам школы. При содействии об-ва был проведён Всезырянский пед. съезд (1918), открыто первое уч. заведение для подготовки учителей (1918/19 уч. г.). При Усть-Сысольском ОНО была создана комиссия по разработке и изданию учебников на коми яз. В 1918 принят единый коми алфавит на рус. графич. основе, составленный В. А. Молодцовым. Появились первые сов. учебники и пособия для школ с обучением на родном языке, в т. ч. первый печатный букварь на коми яз. (1920; автор Молодцов). Развернулась ликвидация неграмотности. В 1923 открылось отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924/25 уч. г. на ликпунктах и в школах малограмотных занимались св. 5 тыс. чел. В 1918 открылся первый детский сад. В Авт. области коми (зырян) в первый год её существования (1921) насчитывалось 388 школ I ступени и 15 школ II ступени (всего ок. 24 тыс. уч-ся). В нач. школе обучение стало вестись на коми яз. На базе ремесл. уч-щ созданы проф.-тех. школы. Действовали учительские курсы. В 1921 открылся ин-т нар. образования (с 1923/24 пед. техникум), где началась систематич. подготовка учителей для коми школ. С 1930/31 уч. г. осуществлялось введение всеобщего нач. обучения. К нач. 1932/33 уч. г. охват учащихся составил 99,5% детей 8—12 лет. Работало св. 438 школ I ступени (св. 36,8 тыс. уч-ся), 57 неполных ср. школ, в т. ч. ШКМ и ФЗС, 1 школа II ступени (всегосв. 42тыс. уч-ся). В нач. 30-х гг. развернули работу лесной, строит., мед., педагогический техникумы. В 1932 в Сыктывкаре открылся пед. ин-т. Учительские кадры для республики готовили ЛГПИ, Пермский ун-т и др. вузы. Значит. организаторскую и науч. работу в период становления сов. школы проводили В. А. и М. А. Молодцовы, В. И. Лыткин, А. С. Сидоров, А. А. Мае-гов, И. Т. и В. Т. Чисталёвы, Н. А. Шахов и др. В Коми АССР (назв. с 1936) было введено всеобщее 7-летнее обучение (начато в 1934). В 1936/37 уч. г. работало св. 270 нач., св. 70 семилетних и 13 средних (в т. ч. коми и коми-русских) школ. Коми язык стал языком обучения и в неполной ср. школе. Рус. яз. изучался в коми школах с 3-го кл. и был уч. предметом и языком обучения в ст. классах средних общеобразоват. (всего для 34,7 тыс. уч-ся) и др. заведениях. До кон. 30-х гг. работали также школы с обучением на тат. и нем. ячыках (для детей спецпереселенцев). К кон. 30-х гг. грамотность населения составила ок. 80%. В 1940 открылось 4 школы ФЗО, 4 ремесл. и 1 ж.-д. уч-ще системы трудовых резервов. В 1944/45 уч. г. из 50 тыс. школьников 35,2 тыс. учились в нач. классах. В кон. 40-х гг. охват учащихся 7-летними школами составил 99,4%. С 1959/60 уч. г. введено обязат. 8-летнее обучение. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование, обучение на коми яз. систематически (с 50-х гг.) сокращалось. В 1975/76 это обучение прекратилось. Как предмет в 1985/86 уч. г. родной язык изучало ок. 14 тыс. уч-ся. В 1992 имелось св. 1 тыс. дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 110 тыс. детей (88% детей соответствующего возраста). Св. 480 учреждений ведут воспитат. работу и предшкольную подготовку на коми яз., охватывая 21 тыс. детей. Св. 90% пед. работников дошк. учреждений имеют высш. и ср. спец. образование. В 1992/93 уч. г. в 569 дневных общеобразоват. школах училось 186 тыс. чел., в 25 вечерних и заочных школах — 5,2 тыс. чел. В 265 школах коми яз. преподаётся как предмет (24 тыс. уч-ся), в 200 школах изучаются история и культура коми. Имеется 9 школ-интернатов, 5 дет. домов, 4 интерната для детей-сирот, св. 20 вспомогат. школ. В общеобразоват. школах занято св. 13 тыс. учителей, из к-рых 75,6% — с высш. образованием; среди преподавателей ср. и ст. ступеней обучения св. 98% с высш. образованием. Среди педагогов св. 40 засл. учителей школы РСФСР, св. 180 засл. учителей республики Коми. С кон. 80-х гг. создаются учебники по истории и культуре края; к этой работе привлечены специалисты регионального науч. центра РАН, кафедры ун-та, пед. ин-та и др., а также обществ. орг-ции. Метод. работу и повышение квалификации учителей ведут респ. ИУУ (осн. в 1939), метод. кабинеты и т. п. Работают 45 внешк. учреждений, к-рые охватывают ок. 54 тыс. чел. Учебники родного языка и др. пособия для коми школ выпускает изд-во в Сыктывкаре. Для детей издаётся журн. «Би кинь» («Искорка», с 1986). Проф.-тех. образование дают 53 уч-ща (св. 20 тыс. уч-ся), в т. ч. 36 дневных. Имеются 19 ср. спец. уч. заведений (15,9 тыс. уч-ся), в т. ч. 2 пед. (в Сыктывкаре), муз., культ.-просвет. уч-ща и уч-ще иск-в. Среди высш. уч. заведений: Сыктывкарский университет (осн. в 1972; в 1990—5 ф-тов, ок. 3 тыс. студентов), педагогический (ок. 3 тыс.), индустриальный (1967; Ухта) ин-ты, 2 филиала др. вузов (всего в вузах св. 10 тыс. студентов). Лит.: Культурное строительство в Коми АССР. Сб. док-тов, 1т. 1 — 2], Сыктывкар, 1979—84; Безносиков Я. Н., Развитие нар. образования в Коми АССР, Сыктывкар, 1973; Попов А. А., Из истории становления сов. коми нац. школы (30-е гг.), в кн.: Из истории нац.-государственного строительства, нац. отношений и социально-экон. развития Коми АССР, Сыктывкар, 1989. А. А. Попов, В. А. Стаханов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|