КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

(от лат. collectio — собирание, сбор), целенаправл. собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познават. и худож. интерес. К. развивает познават. активность личности, её исследоват. потенциал, расширяет кругозор, вооружает знаниями. Собирательство известно с древних времён. Мн. коллекции легли в основу музеев. На рубеже 19—20 вв. К. разделилось на научное, любительское, учебное. Дети, как правило, увлекаются к.-л. видом К., но лишь нек-рые из них сохраняют интерес к К. всю жизнь. К. складывается из постоянного сбора материала, обработки, хранения и систематизации, изучения и использования экспонатов коллекции в уч. и др. целях. Сознат. отношение к К. требует определённых умений и навыков поиска и классификации экспонатов коллекции, знаний истории, географии, иностр. языков, основ изобразит, иск-ва и др. Изучение каждого нового предмета коллекции связано с обращением к уч. и справочной лит-ре, что способствует расширению знаний учащихся.

Любой вид К. приносит пользу, если не превращается в бессистемное накопительство предметов без понимания их содержат, ценности. Практич. задача школы, внешк. учреждений заключается в организации кружков, секций, клубов коллекционеров и обеспечении тесной связи К. с уч. процессом.

Коллекции учащихся могут быть индивидуальными (собираемыми отд. школьниками) и общественными (классными, школьными), являющимися результатом коллективной работы детей. В шк. практике наряду с уч. коллекциями, представляющими собой специально изготовленные наглядные пособия по предметам шк. программы, по трудовому обучению (ми-нералогич., ботан., энтомологич., палеон-тологич., технол. и др. коллекции), получили широкое распространение самодеят. коллекции учащихся (собрания марок, значков, монет, материалов, найденных во время краеведч. деятельности, и др.). Коллекции школьников используются в качестве иллюстративного материала для тематич. композиций, рассказывающих о зарубежных странах, нашей стране, выдающихся деятелях науки, иск-ва, о произведениях живописи и др. Юные коллекционеры организуют уголки коллекционеров, участвуют в стенной печати, шк. радиопередачах, выставках. Классные и шк. коллекции в нек-рых случаях становятся основой музеев школьных.

Сложились разл. виды любительского К. Филателия — К. и изучение знаков почтовой оплаты (марок, наклеек и др.) и почтовых изделий (конвертов, открыток, бандеролей). Помогает приобрести знания о разл. гос-вах, их экономике, культуре, иск-ве, растительном и животном мире. Марки бывают стандартные (массовые), выпускаемые для оплаты корреспонденции, и тематические (спец. выпуски, памятные, юбилейные и т. д.). Определение марки производится по спец. каталогам. Марки должны быть неповреждёнными, с цельными зубцами, для чистых марок важно сохранение клея на обороте, для гашёных — чёткий штемпель, не закрывающий рисунка. Обычно филателисты специализируются на К. марок неск. или одной страны или же составляют тематич. коллекции. Ф и л о-картия — К. почтовых и иллюстриров. открыток (худож., с репродукциями произведений иск-ва, поздравительных, рекламных с видами городов, фотооткрыток). К. высокохудож. открыток формирует вкус ребёнка, знакомит его с историей иск-ва. Детям можно рекомендовать собирать тематич. коллекции, поев. отд. видам живописи, иллюстрациям к сказкам, дет. художникам, сатирич. сюжетам, ист. событиям и др. Хранить открытки удобнее всего в альбомах, располагая их в тематич. или хронологич. порядке либо по странам, художникам и пр. Филумения — К. спичечных этикеток, представляющих собой малоформатные плакаты с разнообразными рисунками. Так же как и марки, они рассказывают о жизни стран, произв. иск-ва, архитектуре и т. п., многие носят рекламный характер. Обычно этикетки систематизируются по тематич. признаку: история, экономика, пром-сть и т. п. Специально для коллекционеров выпускаются т. н. бланковые этикетки. Фалеристика — К. значков, нагрудных знаков, жетонов. Дети чаще всего собирают значки памятные (в честь к.-л. события, выдающегося деятеля и т. п.), юбилейные, сувенирные (поев, странам, городам, ист. местам, спорт, соревнованиям и т. п.). Значки рекомендуется хранить на одноформатных листах плотной ткани, бумаги, поролона, описание ведётся в спец. каталогах. Нумизматика — К. монет и медалей. Обычно собирают монеты одной страны, определённого периода. Нумизматика требует углублённых знаний по истории, экономике, политике страны, поэтому привлекает больше подростков, старшеклассников. Ряд разделов шк. программы включает нек-рые вопросы по истории денег (возникновение товарно-денежных отношений, денежные реформы и др.). В качестве дополнит, иллюстративного материала учителем могут быть использованы нумизматич. коллекции. Материалы коллекций хранятся в альбомах, коробках и располагаются по странам, хронологии и номинальной стоимости денег. Библиофильство, библиофил и я — собирательство и изучение книг и др. печатных изданий. Мл. и ср. школьники в основном собирают сказки, произведения дет. писателей, книги с иллюстрациями. Ст. школьники стремятся собирать книги, исходя из их Библиографич. ценности, худож. достоинства. Чаще они собирают книги любимых писателей, отд. издательств, а также произведения, поев. к.-л. теме, изобразит, иск-ву и пр. Полезно приучать школьников к составлению карточек, каталогов своих книг, формировать навыки библиогра-фич. культуры. Филофония — К. муз., худож., документальных и др. видов записей на грампластинках, магнитофонных лентах. Получила большое распространение среди подростков и молодёжи в связи с ростом увлечения совр. муз. течениями, особенно джазом, роком и т. п., а также с появлением совр. электронной техники звукозаписи, высококачеств. радиоаппаратуры, магнитофонов и т. п. Этот вид К. из-за высокой стоимости модных дисков, кассет представляет большую опасность как источник нездоровых отношений между коллекционерами. Поэтому увлечение филофонией требует особого внимания со стороны взрослых, а также повышения общей муз. культуры молодёжи.

Лит.: Сов. коллекционер. Сб. ст., в. 1, М., 1963 Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки. [Сб., М.], 1963; Ильинский В. Н., Значки и их коллекционирование, М., 1977; Дьячков А. Н., У з-деников В. В., Монеты России и СССР, М., 1978; Вигилев А. Н., Имя твое — коллекционер, М., 1981; Фенглер X., Гироу Г., Унгер В., Словарь нумизмата, [пер. с нем.], М., 1982; III и а-гин М. В., Папа, мама, марки и я, М., 1982; его же, Ребенок собирает марки, М., 1983; Левитас И. Я., Основы практич. филателии, М., 1986.

 

Просмотров: 934
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АВТОМОБИЛЬНЫЕ МАРКИ
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • Коллективный иск
  • КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от лат. COLLECTIO - собирание, сбор)
  • Монеты, коллекционирование
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Опросник патохарактерологический диагностический для подростков
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь