ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

входит в Рос. Федерацию.

Пл. 750,3 тыс. км2. Нас. 488 тыс. чел. (1996), в т. ч. ненцы (18 тыс.), ханты (6,6 тыс.), селькупы (1,8 тыс.), манси (0,1 тыс.). Центр - Салехард.

Первая рус. туземная школа осн. в 1850 в Обдорске (ныне Салехард). В кон. 19 в. открыта школа с интернатом. В 60-х гг. в Обдорске действовали 2 частные школы, 2-классное училище и начальные школа: церк.-приходская и миссионерская с пансионом для детей ненцев, хантов и селькупов. Обучением было охвачено св. 150 учащихся, в т. ч. ок. 20 представителей коренного населения. Грамотность коренного населения в нач. 20 в. составляла ок. 1%.

Первую нац. школу на Ямале открыл в 1921 П. Е. Хатанзеев. В 1928—31 начали работать культбазы в Яр-Сале и Хаммер-Сэдэ для ненцев и селькупов.

На основе Единого сев. алфавита впервые была разработана (1931) ненецкая и хантыйская письменность (с 1937 на рус. графике). В 20-х гг. в обучении использовались книги, составленные В. Г. Бого-разом и С. Н. Стебницким. Были изданы буквари для обдорских хантов - «Ханты-книга» Хатанзеева (1931) и для ненцев - «Новое слово» П. Г. Прокофьева (ч. 1—2, 1932—33, в его составлении принял участие первый ненецкий учёный А. П. Пырерка).

С 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1940 действовало 46 школ (св. 4,4 тыс. учащихся, в т. ч. св. 1,8 тыс. - представители коренного населения). В 28 интернатах воспитывалось 950 детей северян. В кон. 30-х гг. грамотность населения составила св. 60%.

Осуществление нач. всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в 50-х гг. Вводился 7-летний (1956) и 8-летний (1962) всеобуч. Со 2-й пол. 70-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Одна из осн. трудностей в организации обучения - многонац. состав учащихся.

В 1996 в 265 дошк. учреждениях насчитывалось 38 тыс. воспитанников (св. 62% детей соответствующего возраста). Действовало 136 общеобразоват. школ (св. 86 тыс. учащихся), в т. ч. 112 средних (ок. 85 тыс. учащихся). В 35 школах обучаются гл. обр. представители коренных народов Севера (св. 6,5 тыс. учащихся). С 1-го по 7-й кл. ими изучаются ненецкий, селькупский, хантыйский (на 2 диалектах) языки. Изданы соотв. буквари (авт. С. И. Ириков, В. Е. Анофриев и др.). Изучение родного яз. организовано и для живущих на терр. округа детей татар, украинцев, молдаван и др. В школах занято 5,8 тыс. учителей. Педагогов готовят Салехардский пед. колледж (1994; осн. в 1933 как пед. уч-ще), вузы С.-Петербурга, Новосибирска, Омска, Тюмени и др.

Лит.: БазановА. Г., Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север), Л., 1936; Б а з а и о в А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Народы Сибири, М. - Л., 1956; Хомич Л. В., Ненцы, М. - Л., 1966; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; Возрожденный Ямал, Тюмень, 1970; Омельчук А. К., Салехард, Свердловск, 1978. Н. И. Меляков.

 

Просмотров: 910
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь