ЙЕМЕН, Йеменская Республика

гос-во на Ю.-З. Аравийского п-ова. Пл. 532 тыс. км2. Нас. ок. 13 млн. чел. (1990). Офиц. яз.-арабский. Гос. религия — ислам. Столица — Сана.

Гос-во образовалось в мае 1990 в результате объединения Йеменской Араб. Республики (ЙАР, 1962) и Наре.-Демокр. Республики Йемен (НДРИ, с 1967; до 1970 Нар.-Демокр. Республика Юж. Йемена). Системы образования объединившихся республик находятся в стадии интеграции.

На тер р. ЙАР до 1962 имелись нач. мусульм. школы при мечетях (кут-табы). Обучались гл. обр. мальчики с 7 лет. Для девочек были открыты всего 2 нач. школы. В немногочисл. уч. заведениях повышенного уровня кроме религ. предметов изучались основы математики, географии, физики, химии, иностр. языки. Действовали спец. школы — воен.-техн., авиац.-полицейская. Накануне образования ЙАР почти всё население оставалось неграмотным.

Конституция республики (1963) впервые провозгласила право на образование. Был принят закон о бесплатном образовании на всех ступенях обучения, введены единые уч. программы, намечен 5-летний план развития просвещения. Уже в 1963/64 уч. г. была открыта 51 новая школа, число учащихся муж. школ составило 62,6 тыс., в т. ч. 61,3 тыс. — в начальных, 700 — в неполных средних, 400 — в ср. школах. В стр-ве и оборудовании школ принимает участие не только гос-во, но и население. Неск. школ в провинциальных городах открыты за счёт пожертвований населения. В стр-ве уч. заведений оказали Значит. помощь араб. и др. страны. Стало развиваться жен. образование, в 1964 в нач. школах обучалось ок. 1,8 тыс. девочек. Началась кампания по ликвидации неграмотности. С помощью араб. миссий были созданы центры по борьбе с неграмотностью, к-рых в 1965 было 24, среди них 3 центра для женщин. В 1986 на образование было выделено 5,6% ВНП.

В 1970 была введена система образования, охватившая обязательную 6-летнюю начальную (1—6-й кл.), подготовительную (7—9-й кл.), среднюю (10- 12-й кл.) и проф. школы. Религ. образование сохраняло большое значение. Обучение раздельное. Кроме куттабов имелось неск. духовных колледжей, программа к-рых схожа с программой каирского Ун-та Аль-Азхар.

Официально все уч. заведения рассматривались как государственные, подведомственные Мин-ву образования. Фактически оно не имело возможностей осуществлять контроль за уровнем обучения в многочисл. религ. школах.

Для детей 4—5 лет имеется небольшое число дет. садов. В нач. школу принимались дети с 6 лет. В её программу входили араб. яз., арифметика, основы религии, география, история, начальная геометрия, естествознание, основы гигиены, физ. воспитание, рисование. Мальчики обучались также основам ремёсел, девочки — домоводству. В 1987/88 уч. г. было свыше 6,3 тыс. нач. школ, в к-рых обучалось ок. 1129,9 тыс. уч-ся (50% от общего числа детей соответствующего возраста).

Ср. школа 6-летняя, состояла из 3-летней неполной, т. н. подготовительной (7—9-й кл.), и 3-летней полной (10- 12-й кл.). В подготовит, школу принимались без экзаменов все дети, окончившие начальную. В ней в более расширенном объёме изучаются дисциплины, входящие в программу нач. школы, а также алгебра, физика, химия, иностр. язык. В 3-летние полные ср. школы принималась после экзаменов молодёжь не старше 18 лет, окончившая подготовит, школы. Со 2-го года обучение велось раздельно по естеств. и гуманитарному отделениям. В 1983/84 уч. г. в ср. школах (неполных и полных) было св. 78,6 тыс. уч-ся, в т. ч. св. 9,6 тыс. девочек, т. е. 12%. В 1987/88 уч. г. в подготовит, ср. школе обучал ось ок. 180 тыс. уч-ся (из них ок. 20 тыс. девочек), в полной ср. школе -ок. 50 тыс. уч-ся (из них св. 5 тыс. девочек). Из общего кол-ва учащихся 81,5% обучалось в нач. школе, 15% — в подготовительной и 3,5% — в полной средней.

В ЙАР уделялось большое внимание развитию профессионально-технического и среднего специального образования, к-рое давали специализиров. коммерч. школы, уч-ща по подготовке преподавателей и специалистов с. х-ва, а также техн. школы и уч. центры проф.-тех. подготовки. Во всех школах 3 года обучения, в проф.-тех. центрах 2 года, в них принимались лица, успешно закончившие подготовит. школу. В 1987/88 уч. г. в техн. школах обучалось 1532 чел., в коммерческих — 916, с.-х. — 479, проф.-тех. центрах — св. 3 тыс., в пед. уч-щах — ок. 15,7 тыс. чел. Выпускники техн. школы получали диплом об окончании ср. школы и свидетельство о приобретении профессии (механика, автослесаря, электромонтёра, специалиста по ЭВМ, геодезиста и т. д.), выпускники коммерч. школ — аттестат об окончании ср. школы и свидетельство о приобретении профессии товароведа, бухгалтера и т. д. Проф.-тех. центры выпускали квалифициров. рабочих соответствующей специальности. Подготовка квалифициров. специалистов техн. профиля осуществляется также за границей. Острой остаётся проблема нац. кадров. Многих специалистов по ряду отраслей экономики, техники, культуры, в т. ч. и в области просвещения, приглашают из-за рубежа.

Высшее образование даёт Ун-т в Сане (осн. в 1970). В 1987/88 уч. г. на 8 ф-тах и в филиалах в др. городах обучалось ок. 16 тыс. студентов.

Подготовка учителей для нач. школ осуществлялась в учительском колледже в Сане, а также на курсах по подготовке учителей (функционируют на средства ЮНЕСКО), куда принимались лица, окончившие нач. школу. Преподавателей для ср. школ готовил пед. ф-т ун-та. По опубликов. офиц. данным, в стране в сер. 80-х гг. не хватало ок. 30 тыс. преподавателей школ. В связи со Значит. дефицитом специалистов-педагогов было принято (1986) правительств, решение об обязательном участии в течение одного года в преподават. работе в нач. классах йеменских граждан, призванных на службу в армию и успешно окончивших ср. школу.

На терр. НДРЙ до провозглашения независимости (1967) ок. 90% нас. было неграмотным, нач. шк. обучением было охвачено ок. 15% детей. Дети кочевников совсем не учились, среди взрослого кочевого населения неграмотность достигала почти 100%. В стране существовали 2 шк. системы: английская — 11-летняя школа (4 3 4) и арабская (в вост. р-нах страны) — 12-летняя (4 4 4). Обучение в нач. школах велось на арабском, в средних — на англ. языках. Имелся единств, техн. колледж в Адене, созд. в 1951.

После провозглашения нар. республики началось создание новой системы образования. Развернулось шк. стр-во, в школы стали принимать подростков, к-рые в своё время не могли учиться, впервые стали создаваться школы для кочевников. В 1968/69 уч. г. начался переход к 6-летней начальной и 6-летней (3 3) ср. школе, предусматривалась связь обучения с трудом, с задачами воспитания новых граждан в интересах нац.-демокр. революции. Закон. 1972 ввёл бесплатное обучение на всех ступенях. По закону 1973 о ликвидации неграмотности в масштабах всей страны и об обязат. обучении всех граждан в возрасте от 12 до 45 лет каждый грамотный йеменец, достигший 18 лет, должен был участвовать в работе по ликвидации неграмотности. В 1974 была создана Высшая плановая комиссия НДРЙ по ликвидации неграмотности и образованию взрослых, введено совм. обучение мальчиков и девочек, мужчин и женщин во всех уч. заведениях. В сер, 1970-х гг. нач. обучением в стране было охвачено ок. 50% детей соответствующего возраста, в системе ликвидации неграмотности училось более 40 тыс. взрослых. В 1977 св. 70 тыс. мужчин и женщин посещали курсы по ликвидации неграмотности, в школах для кочевого населения обучалось 22,7 тыс. чел. В сер. 1983 окончили или завершали учёбу на курсах по ликвидации неграмотности 100 тыс. взрослых. В 1970—84 было обучено грамоте 345 тыс. чел. К 1988 уровень неграмотности в НДРЙ снизился до 25%. В 1983 всеми видами образования было охвачено 400 тыс. чел.

Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и НДРЙ (1979) предусматривал подготовку в СССР йеменских кадров. В 1975 была введена новая шк. система: дошк. учреждения, основная обязат. 8-летняя школа, 4-летняя средняя школа. Управление образован и — с м было централизовано, осуществлялось Мин-вом просвещения. На нужды просвещения в 1982 было израсходовано 7,2% ВНП.

Первое звено системы образования — дошк. учреждения для детей 4—6 лет. До 1967 дет. садов в НДРЙ не было. В 1977 для них была разработана единая воспитат. программа. В 1987 в дет. садах воспитывалось более 10,6 тыс. детей (в т. ч. св. 5,6 тыс. девочек), работало 497 воспитательниц.

Второе звено — единая основная (8-летняя) обязат. школа для детей с 7 до 15 лет (1—4-е кл. начальные). В 1987/88 уч. г. в 8-летних школах работало ок. 12,8 тыс. учителей и обучалось св. 310,8 тыс. уч-ся, т.е. большинство детей соответствующего возраста. Программа нач. классов: араб. яз., математика, природоведение, рукоделие, рисование, пение и музыка, физкультура, труд, религия. В ст. классах добавлялись физика (6- 8-е кл.), химия (7—8-е кл.), биология, история, география и англ. яз., поли-техн. подготовка (5—8-е к л.), обществоведение (7—8 кл.). В 8-летней школе на изучение араб. яз. отводилось 26,4% уч. времени, математики — 18,9%, англ. яз. — 7%, культуры и религии, на труд и физкультуру — по 6,3%. В 1987/88 уч. г. в ср. общеобразоват. школах обучалось св. 37,5 тыс. уч-ся, работало св. 1,9 тыс. учителей.

Осн. предметы: араб. яз. и лит-ра, математика, иностр. язык (английский), физика, химия, биология, история, география, философия, гражд. воспитание, труд и политехн. подготовка, рисование, физкультура и спорт, религия. В ср. школе запланировано меньше уч. часов на ре-лиг, и больше — на общеобразоват. курсы. На гуманитарные науки (араб. яз. и лит-ра, иск-во, социальные науки) отводилось 42% уч. времени, математику и естеств. науки — 38,7%, иностр. язык — 12,4%; труд и политехн. подготовку — 4,1%, физкультуру и спорт — 2,8%. В большинстве школ на всех уровнях в нач. 70-х гг. было введено совм. обучение.

Профессионально-техническая подготовка осуществлялась на базе основной 8-летней школы: в 2-годичных проф. центрах рыболовства, с. х-ва, торговли и др. профессий, в 3-годичных проф.-тех. уч-щах. В 1968- 1977 было создано 9 новых центров и проф.-тех. уч-щ, за этот период их окончило более 3,2 тыс. чел. В 1981/82 уч. г. в системе проф.-тех. подготовки было более 3,2 тыс. уч-ся. С 1970 в Адене действует уч. центр по рыболовству, построенный с помощью СССР.

Создание системы высшего образования началось в 1970, когда с помощью ЮНЕСКО в Адене был открыт Высш. колледж. На базе ср. школы в течение 2 лет в нём готовят учителей для нач. школы, в течение 4 лет — для средней. В 1974/75 уч. г. в нём обучалось более 300 студентов и работало более 20 преподавателей (в т. ч. из СССР).

В 1973 на базе С.-х. колледжа им. Г. А. Насера (создан в 1969 в Лахдже, с помощью Египта) был основан ф-т с. х-ва; в 1974/75 уч. г. в Адене был открыт ин-т иностр. языков. В 1975 учреждён первый в стране ун-т в Адене. Срок обучения 4—5 лет. Весь комплекс зданий ун-та построен с помощью СССР. В 1988 на 9 ф-тах обучалось ок. 4,5 тыс. студентов. Аденский ун-т стал первым Н.-и. центром НДРЙ.

Подготовка учителей для нач. классов осуществляется в пед. уч-щах на базе 8-летней школы в течение 4 лет. В 1987/88 уч. г. в пед. уч-щах обучалось св. 1,9 тыс. уч-ся. Пед. иссл. ведутся в Пед. исследоват. центре в Адене (осн. в 1975).

Лит.: Александров И. А., Нар. Демокр. Республика Йемен, М., 1976; Б а-син Л. А., Герасимов О. Г., Нар. Демокр. Республика Йемен, М., [1971]; Gabler H., Huck G., Revolutionare Umwalzungen im Bildungswesen der VDR Jemen, «Vergleichende Padagogik», 1980, № 4, S. 373—83. В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 464
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО
  • Авторские школы
  • БИЗНЕС-ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ
  • ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ по учебно-воспитательной работе
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОТ ШКОЛЫ, ОТКАЗ
  • ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь