ХАРАКТЕР

совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивид способы поведения Индивид особенности, образующие X, относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму Проявления X - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоцион или интеллектуальным процессам (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.)

Становление X происходит в условиях включения личности в разл социальные группы (в семье, среди друзей, в неформальном объединении и др.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость принципиальность, твердость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность В группе высокого уровня развития создаются наиб. благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт X

X всегда многогранен В X могут быть выделены отд черты или стороны, к-рые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино, образуют более или менее цельную структуру X Структурность X обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, самостоятельности, самоотверженности и щедрости От человека трусливого можно ожидать приниженности и угодливости по отношению к сильному, конформизма, недоверчивости и осторожности и т.д. В- разных жизненных обстоятельствах структура X может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположные доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно комплекса качеств X будет преобладать

Среди черт X нек-рые выступают как основные, задающие общую направленность его проявлениям Наряду с ними существуют второстепенные черты, к-рые в одних случаях определяются основными, а в других могут.н. не гармонировать с ними В жизни встречаются более цельные X и более противоречивые Цельность X не исключает полностью его противоречивости доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью Черты X не могут быть отождествлены с убеждениями и др. особенностями направленности личности Вместе с тем нек-рые черты X определяются направленностью личности, совместимы с определ моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им

Проявляясь в действиях и поступках, X оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн. жизненных целей, от самооценки и от обществ. мнения и др. Важнейший момент в формировании X - то, как человек относится к окружающим и к самому себе Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт X Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к др людям X человека не может быть раскрыт.н. понят вне живого общения с др. людьми

Показательно для X отношение человека к себе У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым X обнаруживается также в отношении человека к делу, окружающему предметному миру Ценными считаются добросовестность, серьезность, ответственность, противоположные легкомысленности, формализму

В X заложена своеобразная программа типичного поведеншГчеловека в определ обстоятельствах В качестве черты X может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения поставленной цели (см Мотивы). Решительный человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длит. борьбы мотивов Тактичность как черта X способствует проявлению осторожности в высказываниях, что предполагает учет обстоятельств и проблем, существенных для людей, с к-рыми человек общается

Число черт X, к-рые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языках, чрезвычайно велико Вариативность черт X проявляется не только в их качеств многообразии и своеобразии, но и в количеств выраженности Когда количеств выраженность той или иной черты X достигает предельных величин, возникает т.н. акцентуация X Слабое звено в X обнаруживается лишь в тех ситуациях, к-рые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена Др трудности, не затрагивающие уязвимых точек X индивида, могут переноситься им без напряжения, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни ему самому Акцентуация X при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологич. нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии

Важнейшие типы акцентуации X - нитровертный, экстравертный, неуправляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный При правильно поставленной воспитат. работе возможна корректировка проявлений акцентуации X Педагоги и родители, зная «точки наименьшего сопротивления» в X ребенка или подростка, стремятся не допускать стрессогенных ситуаций

X, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологич. особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления X, в т.ч. на динамические особенности их возникновения Черты темперамента и X образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека Быт, условия жизни в семье, обстановка учебы и труда - школа человеческих характеров Перед родителями и педагогами стоит ответств задача - своевременно подмечать наметившиеся изменения в X детей и, принимая их во внимание, проводить свою линию поведения - организовывать систему пед. воздействий в интересах воспитания

X - достояние личности, включающейся в систему обществ. отношений, в совм. деятельность и общение с др. людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность X - лишь одна из сторон личности, но не вся личность Человек, поставленный в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в т.ч. и над собственным X Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в т.ч. и внутренним, психологическим, представляет собой основу его развития как личности

Опираясь на проявления социально ценных свойств X воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами Знание X учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в уч. -воспитат. работе

А В Петровский

Просмотров: 1196
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • ВТОРИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Наследуемость черт личности
  • ОПРОСНИКИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
  • Обусловленная модель влияния черт личности
  • Опросник черт характера взрослого человека
  • ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Теория центральных черт личности
  • Теория черт личности
  • УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
  • ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
  • ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Черты личности
  • Черты личности
  • Черты личности
  • Черты личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь