|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГобразован в 1930 как национальный, совр. назв с 1940, входит в Тюменскую обл Рос Федерации Пл 523 тыс. км2 Нас 1282,4 тыс. чел (1989, перепись), в т.ч. ханты - 11,9 тыс, манси - ев 6,5 тыс, ненцы - ев 1,1 тыс. Центр - г. Ханты-Мансийск. Первая школа была открыта в 1702 в Тобольске В 1844 начали работать Кандинская, в 1850 - Обдорская рус -туземные школы Школы были смешанными Обучение велось на рус яз В 1908 грамотность коренного населения составляла ок 1% К 1917 на терр округа функционировали 2 двухкомплектные и 5 одноком-плектных школ, обучалось ок 600 учащихся, в т.ч. 15 детей коренного населения В кон 90-х гг 19 в в Тобольске была создана переводч комиссия для подготовки учебников на хантыйском и мансийском языках Были изданы «Книга для обучения остяцких детей читать и писать» И Егорова (Тобольск, 1898). и «Азбука для вогул приуральских» (составитель епископ Никанор, M, 1903). В 1921 в Собской юрте Обдорского р-на открыта хантыйская школа Ее организатором был один из первых учителей коренных народов Обского Севера II E Хатанзеев. В 1927 в округе работало 60 общеобра-зоват школ (56 начальных, 4 школы II ступени), в т.ч. 20 национальных В кон 30-х гг грамотность населения составляла ев 80%. Большую роль в организации и развитии нар. образования на терр округа сыграли рус учителя А В Голобухин, И Д Непомнящих, H С Трусов, А Н Лоскутов и др. В нач 30-х гт созданы первые культбазы Сосьвинская для манси и Казымская для хантов С нач 30-х гг развивалась сеть дошк. учреждений (к 1940 - 27 дошк. учреждений, 780 воспитанников). В 20-х гг в обучении использовались книги, составленные В Г Богоразом и С Н Стебницким На основе Единого сев алфавита впервые была разработана (1931). письменность для хантыйского и мансийского языков (с 1937 на рус графике). В 1933 издан букварь для хантыйской школы (составитель Н К Каргер), в 1932 - для мансийской (соста витель В Н Чернецов). Начало вводиться всеобщее нач обучение Подготовку учителей осуществляли Ханты-Мансийское пед. уч-ще (с 1932), а также вузы Ленинграда К 1939 в округе работало 154 школы (118 нач, 32 неполные средние, 4 средние), обучалось ев 13,6 тыс. учащихся, работало ок 480 учителей. Осуществление нач всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в нач 50-х гг Последовательно вводился 7-летний (50-е гг). и 8-летний (60-е гг). Всеобуч В 70—80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи С нач 60-х гг преподавание в школах ведется на рус языке. В 1995 в 216 дошк. учреждениях воспитывалось ев 21,5 тыс. чел (в т.ч. в 5 частных - 390 детей). В 383 общеобразо-ват школах (в т.ч. ев 30 хантыйских и мансийских). обучалось ев 248 тыс. учащихся (в т.ч. ев 4 тыс. детей коренного населения). В общеобразоват. школах занято ев 16,2 тыс. педагогов Функционировало 6 гимназий (ев 8 тыс. учащихся), 6 лицеев (ев 5 тыс. учащихся). Подготовка преподавателей ведется в Ханты-Мансийском пед. уч-ще, в пед. вузах Тюмени и С -Петербурга Имеется 10 домов дет. творчества, 5 станций юных техников, 7 спорт школ, 22 муз. и муз. -худож. школы, школа иск-в, пед, мед, муз. уч-ща, 4 ПТУ Работают филиал Тюменского индустр ин-та (с 1967), окружной ИУУ в Ханты-Мансийске (осн. в 1974).
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|