|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ГОББС Томас(5.4.1588, Малмсбери, — 4.12.1679, Хардуик), англ. философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, Г. создал законченную систему механистич. материализма, соответствовавшую уровню развития естеств. наук его времени. В учении о познании пытался соединить 2 метода — эмпирико-сенсу-алистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический). Считая основой познават. деятельности человека- ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Согласно Г., основным, если не единственным, орудием познания, мыслительной деятельности является язык, к-рый выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Г. об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на пед. мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в др. людях те же представления, к-рые имеет учитель. Особую роль он отводил определениям (дефинициям) понятий: обучение философии, напр., начинается, по Г., именно с определений, вследствие чего весь дальнейший процесс приобретения знаний осуществляется путём синтеза понятий. Собственно пед. идеи Г. служат логич. дополнением его учения о гражд. обязанностях, вытекающих из обществ. договора и морального долга индивида. Образование и воспитание должны быть подчинены интересам гос-ва, выступающего у Г. в качестве абсолютного суверена и гаранта всеобщего мира и безопасности граждан. Исходной посылкой пед. идей Г. является признание изначального равенства всех людей в отношении физич. и умственных способностей и убеждение, что различия между ними в Значит. мере объясняются особенностями жизненного опыта или воспитания. Природная любознательность людей и овладение верным науч. методом позволяют им (независимо от социального статуса) достичь состояния свободы, к-рая характеризуется Г. как способность к «добровольному», соз-нат. действию, учитывающему характер влияния внеш. среды. В процессе воспитания и образования должны преподаваться «истинные и добрые учения», а рекомендуемые учащимся книги содержать «здравые, чистые и полезные идеи». Огромную роль в процессе воспитания и образования Г. отводил авторитету родителей, учителей и воспитателей, к-рым надлежит вести себя в присутствии своих воспитанников в соответствии с правилами «добродетели» и «справедливости», поскольку, по мнению Г., юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения. Сторонник реального образования, основанного на усвоении достижений науки и тесно связанного с нуждами практич. жизни. Особое место в процессе обучения отводил геометрии и механике, к-рые рассматривал как идеальные модели науч. мышления. Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit, v. 1—5, L., 1839—45; The English works, v. l —11, L., 1839—45; в рус. пер. — Сочинения, т. 1 — 2, М., 1989—91. Лит.: Мееровский В. Б., Гоббс, М., 1975; P o l i n R., Politique et Philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]; H i n n a n t Ch. H., Thomas Hobbes: a reference guide, Boston (Mass.), 1980. B. M. Карев.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|