Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ГИМНАЗИИ



ГИМНАЗИИ

средние общеобразоват. уч. заведения (обычно гуманитарно-филол. направления). Термин «Г.» заимствован из Др. Греции (гимнасий, см. Античность). Становление европ. Г. нового времени связано с возникновением в 15—16 вв. латинских школ, готовивших к поступлению в ун-т и занимавших более высокое положение в сравнении со школами родного языка, дававшими элементарное образование. В 16—18 вв. на основе лат. школ создавались Г., в к-рых на первый план вышло изучение древних языков (греч. и лат.) и антич. лит-ры (см. Классическое образование). С распространением идей Реформации в Зап. Европе приоритет находившегося под влиянием католич. церкви классич. образования был подорван, однако Лютер выступал за сохранение и развитие латинских (учёных) школ. В послереформац. Г., созданной Ф. Меланхтоном (первая открыта в 1526), сочетались идеалы протестантизма с классицизмом: осуществлялась подготовка учащихся к обществ. службе и дальнейшим науч. занятиям. Первый опыт массового обучения в ср. общеобразоват. школе осуществил И. Штурм, поставивший осн. целью деятельности Г. достижение воспитанниками «мудрого благочестия».

С кон. 17 — нач. 18 вв. в программы Г. постепенно проникали элементы науч. естествознания, повышался удельный вес новых языков, что определило долговременную тенденцию к постоянному обновлению классич. гимназич. образования.

В 19 в. Г., как правило, назывались ср. школы с относительно установившимся курсом, гл. место отводилось изучению памятников классич. лит-ры. Назв. Г. имели соответствующие уч. заведения в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Греции, Дании, Нидерландах, России, Сербии и нем. кантонах Швейцарии; во Франции, Португалии и Финляндии аналогичные уч. заведения наз. лицеями, в Великобритании — грамматич. школами, в Бельгии и Люксембурге — атенея-ми и т. д. Уч. заведения гимназич. типа с неполным курсом получили назв. прогимназий. Образцом классич. Г. была прусская Г., круг предметов в к-рой сформировался в 1-й пол. 19 в. под влиянием идей неогуманизма. В основе её программы-ориентация на др.-греч. воспитат. идеал всесторонне развитого человека. На протяжении 19 в. Г. оставалась наиб. распространённым типом ср. школы, ориентированной гл. обр. на широкое интеллектуальное образование.

Во 2-й пол. 19 — 1-й пол. 20 вв. гимназич. образование дифференцируется. Появляются разновидности Г.: реальные, новых языков, естеств.-математические (иногда существовали как соответствующие отделения Г.). В 50—70-х гг. 20 в. возникли экон., техн., муз. и др. Г., осуществляющие подготовку в отраслевые высш. уч. заведения. Развивалась вариативность в организации уч. процесса: в ст. классах классно-урочная система частично заменялась курсовой, росло число предметов, изучаемых по выбору, распространялись сокращённые, вечерние и др. формы прохождения курса Г. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназич. образования: наряду с введением новых предметов (напр., психологии, экономики, вычислит, техники) определяется круг обязат. циклов — худож.-языковый, полит., естеств.-матем., религ., спортивный. Обычно школьники поступают в Г. после 4—5-го (иногда — после 7-го) кл. осн. школы. В ряде стран значителен отсев. из Г., в т. ч. в иные типы уч. заведений, аттестат зрелости нередко получают лишь 4/4- 1/3 от поступивших. Во мн. странах Г. сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в ун-т звена ср. образования (часто без экзаменов — по конкурсу гимназич. аттестатов).

В дореволюционной Рос-си и в нач. 18 в. нек-рое время существовала школа Э. Глюка с гимназич. программой. Первые Г. были созданы в Петербурге- академическая гимназия (1726), в Москве при ун-те (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого уч. плана. По «Уставу уч. заведений, подведомственных ун-там» (1804) Г. предусматривались в каждом губернском городе. В них принимались юноши по окончании уездных уч-щ независимо от сословия и национальности. Г. предназначались для подготовки не только в ун-т, но и к гражд. службе. 4-летний курс обучения отличался много-предметностью. В него входили лат., франц. и нем. языки, история, география, нач. курс философии и «изящных наук», словесность, полит. экономия, чистая и прикладная математика, физика, естеств. история, нач. курс коммерч. наук и технологии, рисование. В каждом классе было 32 обязательных уч. часа в нед (с включением 2 ч на рисование). В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. уч-ся. По плану С. С. Уварова (1811) Г. должны были служить гл. обр. для подготовки учащихся к ун-ту и приобрести т. о. характер классич. уч. заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828: определён 7-летний курс обучения, из уч. плана исключены философия, полит. экономия, право, коммерч. науки, эстетика; введены закон Божий, рус. яз. и греч. яз. (к-рый по настоянию дворянских обществ.мог не изучаться в четырёх ст. классах и преподавался, по преимуществу, в университетских Г.), увеличено кол-во часов на лат. язык. Одновременно были введены сословные ограничения (Г. предназначались для детей дворян и чиновников), установлена жёсткая дисциплина, распространились телесные наказания, усилилось наблюдение за поведением учащихся и педагогов. При этом было улучшено материальное обеспечение Г., начали формироваться пед. советы. В 40-х гг. в правительств, кругах изучение в Г. классич. древностей стало рассматриваться как нежелательный источник свободомыслия. В 50-х гг. классицизм ограничивался: начиная с 4-го кл. в Г. выделились лат. и юрид. отделения. В 4—7-х кл. дополнительно к общему курсу для готовившихся в ун-т преподавались лат. (по 4 ч в нед) и греч. (для желающих по 2 ч) языки; для готовившихся к службе вместо древних языков введены законоведение (в 5—7-х кл. по 4 ч), добавочные часы рус. яз. и математики. В 1852 утверждены 3 типа Г.: с естеств. историей и законоведением для поступающих в ун-т или для готовящихся к службе, с добавлением для первых лат. яз.; с законоведением для готовящихся к службе; с лат. и греч. языками для поступающих в ун-т (латинский со 2-го кл., греческий с 4-го кл.). В Г. с древними языками вместо произведений классич. лит-ры стали читать творения отцов церкви. Управление Г. осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и пед. советом, материальной частью ведали попечительские советы.

В 60-х гг. возникли также жен. гимназии (см. Женское образование). В 1863- 1882 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразоват. курсом. В 1864 по «Уставу гимназий и прогимназий Мин-ва нар. просвещения» были установлены след, типы мужских Г.: классич. Г. с двумя древними языками (58 ч; латинский 34 ч и греческий 24 ч в нед), с незначит. количеством часов на естествознание и физику (по 6 ч); классич. Г. с лат. яз. (39 ч); реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме (23 ч) и физикой (9 ч). Предполагалось, что классич. Г. с двумя древними языками будет учреждено 25% от общего числа Г., столько же должно было открыться реальных Г.; половина всего числа Г. приходилась на классич. Г. с лат. языком. Однако из 61 Г. лишь 16 стали реальными. Полноценным образованием считалось только даваемое классич. Г., т. к. по её окончании можно было поступить в ун-т и др. высш. уч. заведение, а после реальной — только в высш. техн. уч. заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоящие из первых 4 кл. Г. Устав 1864 отличался либерализмом: в рамках классич. и реального направлений не регламентировался выбор программ, методики преподавания, учебников и уч. пособий, широкие права предоставлялись пед. советам Г.

В условиях подъёма обществ.-пед. движения борьба вокруг Г. приняла острый характер. Особенно резко выступали против формального характера гимназич. образования обществ. деятели — демократы, хотя ими и признавалось положит. значение подлинного гуманизма и классицизма. Они высказывались за то, чтобы Г. давала знания, имеющие практич. значение и необходимые для развития культуры. К. Д. Ушинский считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в российских Г., далёк от совр. жизни, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории культуры и в развитии мышления учашихся. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма (Д. А. Толстой, M. H. Катков, П. М. Леонтьев и др.), считавших его одной из причин охватившего юношество «материализма» и «нигилизма». Под руководством министра нар. просвещения Толстого был разработан новый гимназич. устав (1871), признававший только 7-классную классич. Г. с 8-летним курсом обучения (7-й кл. делился на 2 года). В ней на лат. и греч. языки отводилось 85 ч (41% уч. времени). В курсе древних языков осн. внимание уделялось заучиванию форм лат. и греч. грамматики, письменным переводам с рус. яз. на древние языки (экстемпоралии) без понимания глубины содержания, худож. выразительности языка произведений. Остальные предметы (рус. яз., лит-ра, история, география) изучались в незначит. объёме, несоразмерном их значению; физика, математика и естествознание занимали 18% уч. времени. Были усилены гос. регламентация уч. процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, проводивших воспитат. работу и в т. ч. наблюдавших за благонадёжностью учащихся.

В деятельности Г. получила отражение общая политика Мин-ва нар. просвещения 80—90-х гг. Министр нар. просвещения И. Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений: были ликвидированы приготовит, классы, издано (1887) распоряжение, известное под назв. «циркуляр о кухаркиных детях», в к-ром предлагалось воздерживаться от приёма в Г. «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Усилен шк. и внешк. надзор, дисциплинарные наказания. В 1880—90 уменьшилось общее число гимназистов (с 65,8 тыс. до 62,9 тыс.), при этом значительно увеличилась доля детей дворян и чиновников (до 56%). МНП предприняло ряд попыток перестроить гимназич. образование, приспособить его к практич. потребностям страны, ограничить классицизм и сословность. В 1901 МНП объявило об отмене преподавания лат. яз. в 1—2-х кл. и греч. яз. в 3—4-х кл., а также о ликвидации экстемпоралий. В 1911 дети из дворянского и чиновничьего сословий составляли 34,7% общего числа учащихся, дети мещан, ремесленников и крестьян- ок. 45%. Всего в 1913 насчитывалось 434 Г., где обучалось 143 тыс. чел. Согласно уч. плану 1914 преподавание классич. дисциплин было значительно сокращено, хотя и на гуманитарные предметы по-прежнему отводилось вдвое больше уч, времени, чем на математику и естествознание.

Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в ун-т в первую с-. ередь и без экзаменов, остальные — также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. Несмотря на раз л. правительств, ограничения и в противовес им, усилия прогрессивного учительства способствовали разработке эффективной методики и повышению уровня работы Г. После установления сов. власти Г. как тип уч. заведения была упразднена (в РСФСР в 1918).

Для истории Г. существенное значение имеют взаимодействие и борьба разл. подходов к содержанию и организации ср. образования: идея общего (общечеловеческого — humanitas) образования, классицизм, науч.-интеллектуальная направленность обучения (академизм), жёсткое деление курса по предметам, классно-урочная система. Фундаментальные преобразования ср. школы в 20 в. связывались с поисками и апробацией содержат. альтернатив этим принципам. Эволюция гимназич. образования определялась особенностями культурно-ист. развития отд. стран в новое время.

С кон. 80-х гг. в Рос. Федерации ведётся работа по возрождению Г. — «Положение о гимназиях», утверждённое Мин-вом образования РСФСР в 1990, предусматривает создание Г. гуманитарного, пед., техн. направлений. В составе Г. выделяются прогимназические (1—7-е кл.) и собственно гимназич. классы (8- 11-е кл.), абитура (12-й кл., 1 год по желанию). Г. призваны обеспечивать вариативность нач. образования в зависимости от направления уч. заведения, изучение общеобразоват. дисциплин и курсов основ наук по профилю (физ.-мат., гуманитарному, естеств.-науч., эстетич. и др.), выбранному учащимися. Предусматривается организация факультативов и доп. курсов; в целях гуманизации уч.-воспитат. процесса развиваются индивидуальные формы обучения, создаются кружки, клубы, студии и др. объединения учащихся. В 1992 в Рос. Федерации насчитывалось св. 300 Г.

Лит.: III м и д Е., История ср. уч. заведений в России, пер. с нем., СПБ, 1878; А л е-шинцев И. А., История гимназич. образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории ср. школы в России второй пол. XIX в., М.; Смирнов В. 3., Реформа нач. и

ср. школы в 60-х гг. XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Lander in Europa, B., 1962. Ш. И. Танелин, А. А. Пинский.

 

Просмотров: 909
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • Второе значение образования как результата
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Государственные требования в области общего образования
  • ИДЕАЛ (франц. IDеAL, от греч. IDеA - идея, первообраз)
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса учебного заведения
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система общего образования
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Тафономия(от греч. TAPHOS могила, погребение и NOMOS закон) - раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь