ИДЕАЛ (франц. IDеAL, от греч. IDеA - идея, первообраз)

1.в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления; б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2.в строгом философском смысле: в теоретическом плане — а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом — б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности. Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" или априорно. Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

Просмотров: 1289
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Гераклит: новое в понимании первоначала (идея огня)
  • Жизньв философском смысле
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • МОДА (франц. MODE, от лат. MODUS - мера, способ, правило)
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • Обобщения (ограничения) правило
  • Общее правило случайных процессов
  • Правило магического действия
  • Правило справедливости
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОЗНАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
  • Содержание и форма
  • Содержание и форма
  • ТЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • Тест определения жизненных ценностей личности
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
  • ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
  • Феномен удвоения реальности сознания
  • Форма и содержание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь