СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

филос. категории, во взаи­мосвязи к-рых содержание, будучи определяющей сто­роной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутр. процессов, свя­зей, противоречий и тенденций, а форма есть способ су­ществования и выражения содержания. Термин «фор­ма» употребляется также для обозначения внутр. орга­низации содержания и связан, т. о., с понятием структуры. Отношение С. и ф. характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотноше­нии С. и ф. содержание представдяет подвижную, ди­намичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе раз­вития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разреша­ется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Категории С. и ф. появляются в др.-греч. философии: первую развитую концепцию формы создала др.-греч. атомистика, в к-рой форма выражала одну из важней­ших определённостей атомов и означала простран­ственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступа­ло понятие «материя», означающее вещественное пер­воначало - сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало ре­альную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистич. по­зиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств. вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяю­щая, активная роль.

Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. пос­троил Аристотель, к-рый утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематери­альной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.

В новое время  первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Бруно; его идеи развивали Ф. Бэкон, Декарт, Бойль, Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство при­родных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.

Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Пере­осмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспектвопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного вы­ражения сущности отношения между «материей» и фор­мой Гегель вводит категорию «содержание», к-рая включает форму и «материю» как снятые моменты: со­держание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотно­шение диалектич. противоположностей, т. е. их взаимо­превращение.

К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различие содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марк­сизма, является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, к-рые характе­ризуют взаимодействие образующих субстрат элемен­тов между собой и со средой и обусловливают их суще­ствование, развитие и смену; в этом смысле само содер­жание выступает как процесс.

Диалектико-материалистич. понимание формы пред­полагает рассмотрение её как развивающейся и ста­новящейся структуры: необходимо, по мысли Марк­са, «... генетически вывести различные формы...» и по­нять «...действительный процесс формообразования в его различных фазах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом обвективной суборди­нации С. и ф.

Развивая марксистский анализ особенностей раз­витии как борьбы С. и ф., составными моментами к-рой являются ииаимолереход С, и ф. и «наполнение» старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформули­ровал важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к не­соответствию старой формы с новым содержанием» (ПСС, т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному - от полного отбрасы­вания старой формы, переставшей соответствовать но­вому содержанию, до использования старых форм, не­смотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «... может и должно проявить себя и лю­бой форме, и новой и старой, может и должно переро­дить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...».

Применительно к мышлению проблема взаимоотно­шения С. и ф. рассматривается в диалектич. материа­лизме на основе принципа, согласно к-рому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления - это результат отра­жения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мы­шления входят все многообразные определения действи­тельности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её все­общие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логич. функции, выступают в качестве форм мышления. Категориаль­ная структура мышления развивается но мере разви­тия познания, и чем полнее, глубже и всестороннее со­держание мышления, тем в более развитых и конкрет­ных формах оно выражается.

Просмотров: 1021
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • И. Кант: Чувственность и ее всеобщие формы — пространство и время
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • Мышления формы
  • Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  • Содержание и форма
  • Содержание и форма
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • Телосложениеобщая характеристика формы и пропорция тела человека.
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
  • ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ животных
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • ФОРМЫ-ФУНКЦИИ СВЯЗЬ (или РАЗЛИЧИЕ)
  • Форма и содержание
  • Формы научного познания
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • принцип единства содержания и формы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь