|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ГЕРМАНИЯ(Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос-во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. км2. Нас. 78,7 млн. чел. (кон. 1990). Столица — Берлин. Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и предназначались для послушников. С 9 в. помимо этих «внутренних» школ действовали «внешние», где наряду с будущими церковнослужителями могли учиться представители ср. сословий. Школы имелись и при жен. монастырях. Значит. влияние на формирование нем. культуры оказали монастырские школы в Санкт-Галлене и Рей-хенау (ныне на терр. Швейцарии) и в Фульде. В Магдебурге, Мюнстере, Бремене, Хальберштадте и др. городах были созданы соборные школы. В немногочисл. приходских школах обучение ограничивалось заучиванием молитв и — в редких случаях — освоением навыков чтения по латыни. Обучение детей дворян и подготовка их к воен. и придворной службе (см. Рыцарское воспитание) организовывались в резиденциях князей. В 13 в. в крупных центрах ремесла и торговли под покровительством магистратов стали открываться латинские школы, в к-рых обучались преим. дети гор. патрициев и цеховых старшин. В 13- 14 вв. в городах появились цеховые и гильдейские школы, где преподавание велось на родном языке. Для большинства гор. населения чаще всего оказывались доступными частные и не санкционированные церковью домашние школы, где гор. писцы или странствующие учителя давали уроки чтения, письма и счёта. Гор. школы способствовали распространению грамотности среди купцов и ремесленников. В 14 в. появились первые нем. ун-ты в Праге (1345; до нач. 15 в. здесь преподавали гл. обр. нем. профессора), Вене (1365), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392). В период Реформации (16 в.; см. также Реформация и школа) в герм. княжествах, принявших протестантизм как офиц. религию, была создана сеть приходских школ, к открытию к-рых призывал М. Лютер. Уч-ся осваивали гл. догматы веры и навыки чтения на родном языке. Однако на практике преобладали семенные или др. формы частного обучения грамоте. В центре внимания как католич., так и лютеранской церкви находилась лат. школа. Проект лютеранской лат. школы разработал Ф. Меланхтон. Курс предусматривал поэтапное освоение лю-теровского учения и подводил к основам риторики и диалектики. Выпускники лат. школы могли продолжить обучение в ун-те. Программа лютеранской лат. школы, отражавшая идеи европ. гуманис-тич. движения, послужила основой для всех т. н. учёных школ (в отличие от школ письма и счёта). На основе латинских и учёных школ в 16 в. возникли гимназии с 8—10-летним курсом обучения по классно-урочной системе. В прирейнских областях, где распространился кальвинизм, нач. обучению уделялось больше внимания: в приходах учреждались спец. должности «шк. мастеров», в т. ч. и для обучения девочек. В сев. районах по инициативе И. Бугенхагена стали организовываться и сел. школы. Были созданы протестантские ун-ты вц Марбурге (1527), Кенигсберге (1544), Йене (1558) и реформированы нек-рые старые ун-ты. В ходе контрреформации иезуитами были организованы свои уч. заведения, противостоявшие гимназиям, — коллегии, к-рые до 18 в. оказывали Значит. влияние на шк. дело и подготовку учителей (см. Иезуитское воспитание). Протестантские княжества с нач. 17 в. стали провозглашать обязат. обучение: в Веймаре — в 1619, в Готе — 1642, в Вюртемберге — 1649. Фактически законы об обязат. обучении не выполнялись. В условиях распространения интереса к обучению со стороны нар. масс, ещё более обособилась подготовка дворянской молодёжи к службе: были созданы сословные уч. заведения — рыцарские академии. После Тридцатилетней войны 1618—48 Значит. влияние на шк. дело оказала практика педагогов-пиетистов, к-рые положили начало организации дет. домов, шк. ремесл. обучения и реального образования. В Галле была создана первая семинария для подготовки учителей (1709); ун-т, основанный здесь пиетистами (1694), стал центром раннего Просвещения в Г. Здесь преподавали X. Вольф и К. X. То-мазий, впервые начавший читать (Лейпциг, 1687) университетские лекции на нем. языке. С 17 в. в городах создавались бюргерские школы, сыгравшие важную роль в распространении реального образования в Г. В 18 в. среди герм. гос— в выдвинулась Пруссия, проводившая политику просвещённого абсолютизма. Здесь с кон. 17 в. неоднократно принимались законы об открытии начальных (элементарных) школ не только в городах, но и в сел. местности, о запрете домашних школ. В 1717 и 1737 изданы эдикты об обязат. обучении детей в возрасте 5—12 лет. В 1763 утверждён Генеральный шк. регламент: введено обязат. (под ответственность родителей) посещение школы детьми 5—13 лет; содержание сел. школ возлагалось на крестьянские общины; шк. учебники должны были проходить спец. цензуру. В 1765 утверждён аналогичный регламент для прус, территорий с католич. населением. В 1787 учреждена Высш. шк. коллегия — первый в Г. орган по руководству нар. образованием (действовала до 1808). «Общее уложение» 1794 закрепило переход Пруссии к гос. шк. системе: школы и ун-ты были объявлены гос. учреждениями. Единого уч. плана в нач. школах не было, но деятельность их регламентировалась властями провинции (шк. коллегия и церковный шк. совет) и кантонов (шк. советник), уч. округами (комиссия во главе со шк. инспектором), а также шк. общиной (шк. комитеты в сёлах и шк. депутации в городах). Осуществлению принятых законов препятствовали недостаток шк. помещений, нехватка подготовленных учителей и их слабое материальное обеспечение. С 1788 ун-ты стали доступными только для выпускников гимназий. Законы об обязат. нач. обучении приняты в Баварии в 1802, в Саксонии в 1305, в Гессене в 1827, в Бадене в 1834. В нач. 19 в. в Пруссии были осуществлены нек-рые реформы, оказавшие Значит. влияние на развитие шк. дела в Г. Они затронули прежде всего ср. и высш. сколу. В. Гумбольдт, возглавлявший в 1309—10 Деп. культов и нар. просвещения в Мин-ве внутр. дел, способствовал »Формированию нового типа ср. уч. заведения — муж. классич. гимназии и организации подготовки учителей для неё. С этой целью был основан Берлинский »н-т (1810), где органически объединялись уч. и исследоват. работа. Педагогика стала предметом университетского курса. Получило развитие жен. ср. образование. Образцом городской жен. ср. школы ста-ло «Учреждение королевы Луизы» (1810, Берлин). В течение 1-й пол. 19 в. оформилось 2 группы таких жен. уч. заведений: одни давали сугубо «светское» образование (курсы лит-ры, франц. яз., музыки), другие — «практическое» (с курсами домоводства, рукоделия и т. п.). Гумбольдт и его сотрудники стали инициаторами создания сети учительских семинарий (с 1811) и внедрения в практику нач. школы рациональных методов обучения. С этой целью в Ивердон к И. Г. Песталоцци направлялись стажёры, к-рые по возращении в Г. назначались на должности шк. инспекторов уч. округов и могли передавать приобретённый опыт др. учителям. В 1819 в Пруссии издан закон о нач. обучении, вводивший обязат. посещение школы детьми 7—14 лет. В 1820 нач. школы получили назв. народных. В программу обучения входили закон Божий, чтение, письмо, счёт, т. н. реалии (нач. курсы природоведения, истории и др.), пение. Большинство сельских школ были одноклас-сными. Во мн. герм. гос-вах действовали т. н. индустриальные школы (первые из них появились ещё в кон. 18 в.), однако уровень общей и проф. подготовки был низок, уч-ся подвергались эксплуатации хозяевами промыслов, рудников и др. В ун-тах стали открываться естеств.-науч. кафедры. Возникли техн. высшие уч. заведения в Берлине (1821), Карлсруэ (1825), Мюнхене (1827), Дрездене (1828) и др. Получило развитие ср. проф. образование, к-рое давали отраслевые уч. заведения: строительные — в Магдебурге (осн. в 1793), Готе (1805), Мюнхене (1820) и др.; горные — в Эйслебене (1798) и др.; мореходные — в Вустрове (1770) и др.; судостроительные — в Штральзун-де (1828) и др. Организация шк. дела в Г. стала предметом острой борьбы в период Революции 1848—49. Демокр. круги общественности требовали гос. финансирования школ, отделения школы от церкви, передачи управления школой в руки учительства. Идеи демократизации школы пропагандировали рабочие образоват. союзы. Конституция 1850 сохранила надзор духовенства над школой; было отвергнуто и демокр. требование введения бесплатности обучения. «Регулятивы» 1854 утвердили осн. предметом обучения в нар. школе закон Божий; было отменено преподавание реалий, они изучались «попутно», в связи с чтением хрестоматии. Уч. планы учительских семинарий сокращены. В 1859 реальные уч. заведения включены в гос. систему нар. образования и разделены на реальные гимназии (9 лет обучения с обязат. курсом лат. яз.), реальные уч-ща (7 лет с факультативным курсом лат. яз.), бюргерские школы (6 лет). В сер. 19 в. в Г. нар. школа стала массовой; по методам обучения она занимала ведущее место среди нач. уч. заведений др. стран. Националистич. круги в Г. связывали с успешным развитием нар. школы боеспособность армии (в т. ч. в австро-прус. войне 1866) и нек-рые техн. достижения герм. индустрии. В шк. преподавании и учебниках стали заметны милитаристские и шовинистич. тенденции. С созданием Герм. империи (1871) организация нар. образования осталась в ведении отд. земель, но над школами всех типов установлен общий надзор. Его вело Мин-во культов, образования и здравоохранения. В 1872 изданы — «Общие положения о нар. школах, и подготовке учителей», к-рыми предусматривалось открытие многоклассных школ, в т. ч. и в сел. местности. Сформировалась шк. система, просуществовавшая с не-значит. изменениями до 1933. Её гл. особенностью был дуализм образования: нар. школа, нач. и ср. проф. уч. заведения для детей трудящихся и гимназии и ун-ты преим. для детей из привилеги-ров. слоев общества. Осн. группу уч. заведений составляли нар. школы (8 лет обучения; в Баварии 7 лет). В программу помимо традиц. предметов были включены география, естествознание, отеч. история, история культуры, рисование, гимнастика. Нар. школа оставалась в основном платной. Большинство нар. школ предназначалось для детей одного из вероисповеданий. После 3 лет обучения в мл. классах нар. школы уч-ся могли поступать в низшие ремесл. школы. В 1911 было 62 тыс. нар. школ (10,3 млн. уч-ся). После 1873 для работающих подростков, окончивших нар. школу, обязательным стало посещение доп. школ (2 года вечернего или воскресного обучения по общеобразоват. предметам). В 70-х гг. 19 в. была унифицирована Значит. группа школ, дававших в сравнении с народной более высокий уровень образования (бюргерские и т. п.). Формировался тип промежуточной школы, в программах к-рой отразилась тенденция перехода массового обучения на уровень неполного ср. образования (9 лет обучения). Значит. группу составляли реальные уч. заведения (курс обучения 6—9 лет). Выпускники реальных гимназий имели право продолжать учёбу в отраслевых вузах и с 1871 в ун-тах. В 1911 насчитывалось св. 900 реальных уч-щ, гимназий и прогимназий, а также 530 классич. гимназий (в т. ч. св. 340 — в Пруссии); имелись также классич. прогимназии с 6-летним сроком обучения. Особую группу составляли жен. ср. уч. заведения (как правило, 9 лет обучения), в т. ч. жен. гимназии (с 1893; устав принят в 1894). С 1906 развернулось обществ. движение за организацию высш. нар. школ (к 1914 их насчитывалось 25). Значит. развитие получили общеобразоват. курсы для рабочих. Они действовали под руководством местных организаций с.-д. партии Г. и охватывали до 200 тыс. слушателей ежегодно. В Веймарской республике по Конституции 1919 управление нар. образованием осталось в ведении земельных властей. Попытки издания общегос. закона о нар. образовании потерпели неудачу. Осн. типом нач. уч. заведения стала т. н. общая школа (новое название нар. школы); обучение в ней и в доп. школе (с 1920 названа профессиональной) стало бесплатным. Устанавливалась обязательность посещения общей школы с 8 лет и дополнительной — до 18 лет. Единой базой общего образования для всех учащихся стали первые 4 года обучения (осн. школа). После этого уч-ся могли продолжать обучение в общей школе или переходить в реальные, промежуточные и др. школы. Как обязат. шк. предметы были введены изучение основ гос. строя и трудовое обучение. Окончившие 8 кл. могли поступать в проф. и средние спец. уч. заведения. Наряду с доп. школами возникли школы-надстройки (5 лет обучения после основной), выпускники к-рых могли поступать в учительские семинарии. Большинство уч-ся завершало образование в 8-м кл. общей школы (15—16 лет). В 1926/27 уч. г. было 52,8 тыс. нач. школ (св. 6,6 млн. уч-ся, св. 184 тыс. учителей). Производств. ученичество, распространившееся в пром-сти с нач. 20 в., в нач. 30-х гг. охватывало до 50% работающей молодёжи. Оно способствовало общему повышению уровня квалификации рабочих и сделало доп. школы лишним звеном. В 20-е гг. в Г. активно действовали со-циал-демократия. Союз социалистич. молодёжи, сообщество «Детская радость» (с 1923), Союз коммунистич. молодёжи (с 1919) и др. Имелись массовые молодёжные спорт, и туристич. орг-ции. В 1922 вместо учительских семинарий учреждены пед. академии (2 года обучения после школы-надстройки). В 1931 в Пруссии насчитывалось 15 таких академий, в т. ч. 2 католические. В крупных городах открывались пед. ин-ты, связанные с местным ун-том или техн. вузом. Пед. академии и ин-ты относились к вузам. В 1929 в 23 ун-тах было св. 90 тыс. студентов. С установлением фаш. диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено имперскому Мин-ву нар. просвещения и пропаганды (с 1934 Мин-во науки, воспитания и нар. просвещения), насаждавшему фаш. идеологию. Демокр. молодёжные и учительские орг-ции запрещены. В нач. школе сохранялся 8-летний срок обучения, но были введены отд. классы для успевающих и неуспевающих. В ср. школе срок обучения сокращён до 8 лет. Фаш. пр-во усиленно развивало тип т. н. герм. старшей школы (возникла в 1925), программа к-рой отличалась преподаванием «в нац. духе». Число гимназий, высш. реальных уч-щ значительно сократилось. Частные уч. заведения были запрещены. В 1934 вместо пед. академий учреждены высш. учительские школы. В 1940 все пед. вузы упразднены и созданы уч. заведения типа прежних учительских семинарий. Для формирования особой учительской элиты в 1933 открыты «школы Адольфа Гитлера» и — «учреждения нац.-полит. образования» — интернаты со строгим режимом, находившиеся в ведении фаш. партии. Значительно сократился преподавательский состав вузов (на 4/з к 1938), снизилось число студентов (в 1933—39 почти в 2 раза). В 1944 все вузы закрыты. Пропаганду фаш. идей вели национал-социалистский союз учителей (осн. в 1927), имперская орг-ция преподавателей высш. школы (1936). Для нем. детей с 1936 стало обязательным членство в фаш. орг-ции-гитлерюгенде (осн. в 1926). Педагогическая наука. В ср. века пед. мысль развивалась в рамках теологич. воззрений. В 9 в. Рабан Мавр в Фульде написал труд о воспитании клириков, за к-рый был прозван «наставником Германии», составил учебник лат. грамматики и энциклопедию (в 22 кн.), систематизировавшую знания того времени. В Санкт-Галлене Ноткер I Заика (Бальбулус) одним из первых стал использовать родной язык для пояснений лат. слов в глоссариях. Ноткер III Губастый (Лабеон) перевёл на нем. яз. труды Аристотеля, лат. переложения соч. Боэция и др., введя в в круг монастырского образования изучение памятников антич. культуры. Крупнейшим представителем ср.-век. схоластики в Г. был Альберт Великий (А. фон Больштедт). См. также Средние века. В 15 в. в Г. распространилось гуманистич. движение. Его представители Р. Агрикола и К. Цельтис пропагандировали пед. идеи итал. гуманистов. Агрикола одним из первых в Г. обратился к идее всестороннего развития способностей человека. Я. Вимфелинг обосновывал в своих лат. трактатах единство обучения и воспитания молодого поколения. У. фон Гуттен в ряде сатирич. посланий направил просветительскую критику невежества и церковного обскурантизма на пробуждение нац. сознания и подъём нац. культуры немцев. Значит. роль в распространении в Г. идей гуманизма сыграл Эразм Роттердамский. См. также Возрождение. Первые в Г. оригинальные систематич. работы в области обучения и воспитания детей появились в период Реформации: шк. уставы Ф. Меланхтона, И. Буген-хагена и др. С кон. 15 в. стали распространяться первые печатные учебники на нем. языке. Особенно популярными в гор. школах были арифметич. учебники и задачники А. Ризе, первый нем. букварь по звуковому методу (1527) и «Нем. грамматика» (1534) В. Иккельзамера. Значит. внимание методике обучения и составлению учебников уделяли протестантские педагоги Меланхтон, И. Штурм, В. Тротцендорф. Штурм был ведущим теоретиком гимназич. образования. В 17 в. появились соч. ранних нем. социалистов-утопистов, среди к-рых наиб. известен В. Андреэ, автор «Описания республики Христианополитании» (1619) и неск. пед. трактатов. наиб. видным педагогом Г. 17 в. был Ъ. Ратке, к-рый предпринял попытку рассмотреть всю совокупность пед. проблем с точки зрения дидактики. Пед. идеи пиетизма получили отражение в трудах А. Г. Франке, обосновавшего применение трудового обучения, впервые в истории европ. школы введённого им в разл. уч.-воспитат. учреждениях — от дет. дома до дворянской гимназии («педагогиума»). Труды X. То-мазия, X. Вольфа и Г. В. Лейбница утверждали свободу науки от религ. догм и оказали Значит. влияние на культуру эпохи Просвещения. Крупным пед. движением этой эпохи стал филантропизм, основоположник к-рого И. Б. Базедов и его сотрудники сделали важный шаг в создании систематич. теории обучения и воспитания на основе анализа практики эксперим. уч. заведений. Улучшению работы сел. школ способствовали пед. соч. и уч. пособия Ф. Э. Рохова. Эпоха Просвещения в Г. получила наиб. глубокое выражение в филос. трудах И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, давших важные импульсы развитию педагогики. Широкий обществ. резонанс вызвали просветительские идеи, художественно воплощённые в произведениях Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Значит. роль в распространении идей Просвещения сыграли труды И. Т. Гер-дера. Под влиянием идей Великой франц. революции нем. педагогами были составлены неск. проектов организации «национального воспитания», к-рое, по их убеждению, могло обеспечить духовное обновление нации, подготовить поколения активных, полезных всему обществу граждан. Особую известность получил план нац. воспитания Фихте. Глубокое воздействие на пед. теорию и практику шк. дела оказал в нач. 19 в. неогуманизм, представители к-рого выдвигали всестороннее развитие личности как гл. идеал обществ. воспитания. Содержание образования в классич. гимназии было разработано Ф. А. Вольфом. В. Гумбольдт и И. В. Зюферн способствовали распространению в герм. нар. школах методов обучения Песталоцди. В области педагогики идеи классич. нем. философии пытался применить Ф. Д. Шлейермахер, уделивший особое внимание проблеме взаимоотношений воспитания и гос. власти. И. Ф. Гербарт впервые поставил вопрос. о самостоятельности педагогики и создал развитую теорию, опиравшуюся на данные философии и психологии. Во 2-й пол. 19 в. гербарти-анство получило распространение в др. странах. Как прикладную психологию рассматривал педагогику Ф. Э. Бенеке. Под влиянием обществ. подъёма в годы Революции 1848—49 сформировалось демократич. направление в нем. педагогике, ведущими теоретиками к-рого выступили Ф. А. Дистервег, Ф. Фребель (их идеи получили междунар. известность) и К. Ф. Вандер. В обстановке нарастания полит. активности нем. рабочего класса его требования в области образования выразила рев. программа герм. социал-демократии, принятая на съезде партии в Эйзенахе (1869). Социал-демократы А. Бебель и К. Либк-нехт стали первыми крупными пропагандистами марксистской концепции воспитания и образования. Значит. вклад в разработку этих идей внесли К. Цеткин в К. Либкнехт. В кон. 19 — нач. 20 вв. в Г. стали распространяться разл. течения реформаторской педагогики (герм. варианты теорий нового воспитания, свободного воспитания), выступавшие с критикой существовавшей шк. системы за отрыв содержания образования от требований жизни, за господство устаревших методов обучения. Среди этих течений — педагогика личности, социальная педагогика, экспериментальная педагогика. Почти все представители этих теорий причисляли себя к сторонникам трудовой школы, хотя это понятие трактовалось ими различно. наиб. полно в Г. концепция трудовой школы была выражена в трудах Г. Кершенштейнера. Цели и практич. реализация этих теорий ориентировались на сложившуюся шк. систему. Вместе с тем представителям реформаторской педагогики удалось добиться определённой активизации обучения, обогащения содержания шк. образования и воспитания. Метод. находки нек-рых педагогов вошли в практику школ в годы Веймарской республики. Ещё на рубеже 19—20 вв. в нем. педагогике Значит. влияние приобрели элитарные теории образования и воспитания, возникшие под влиянием философии Ф. Ницше. Против них выступали демократически настроенные педагоги, одним из организац. центров к-рых стал (с 1919) Союз решительных реформаторов. Его гл. теоретиками выступали социал-демократы 3. Каверау и П. Эстрейх. Полемику с проявлениями национализма и шовинизма в пед. теории и шк. практике вели коммунисты Э. Гёрнле и Т. Нёй-бауэр. В 20-х гг. в рамках Интернационала работников просвещения (осн. в 1919) развивалось сотрудничество демокр. крыла учительства Г. и советских педа-огов. — В 20-х — нач. 30-х гг. на фаш. идеологии основывали свои воспитат. теории В. Хартнаке, Э. Крик. После 1933 в уч. программы школ были введены расоведение, геополитика и т. п. Уч. курсы истории, географии, родного языка и лит-ры широко использовались для пропаганды шовинистич. и милитаристских взглядов. После крушения фаш. рейха (май 1945) в соответствии с решениями Потсдамской конференции державы-победительницы обязывались контролировать дело образования и воспитания таким образом, чтобы были искоренены все фаш. и милитаристские воззрения и обеспечено успешное развитие демокр. идей. Лит.: Паульсен Ф., Ист. очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М., 1908; Циглер Т., История педагогики, пер. с нем., СПБ-К., 1911; К ар сен Ф., Совр. опытные школы в Германии, пер. с нем., М. -Л., 1924; Фортунатов А. А., Теория трудовой школы в ее ист. развитии, М., 1925; Ильин H. H., Очерки совр. герм. школы, М., 1927; Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной нем. педагогики кон. XVIII — нач. XIX в., М., 1960; его же, Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII — нач. XX в., М., 1976; Nohl H., Die padagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie, Fr./M.; G am m H. -J., Fuhrung und Verfuhrung. Padagogik des Nationalsozialismus, Munch., [1964]; F uhr Chr., Zur Schulpolitik der Weimarer Republik, Weinheim — B. — Basel, 1970; B all au ff T. tu. a.], Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 1—3, Munch., 1969 — 73; Blankertz H., Die Geschichte der Padagogik. Von der Aufklarung bis zur Gegenwart, Wetzlar, 1982. А. И. Пискунов. На востоке Г. в мае 1946 нем. органы самоуправления земель приняли — «Закон о демократизации нем. школы», ставивший задачу воспитания подрастающего поколения в духе демократии и гуманности. Провозглашались светский и гос. характер школы, требование научности содержания образования. Гл. звеном нар. образования стала основная (8-летняя) школа (возраст детей 6—14 лет), обучение в к-рой было бесплатным. Полная ср. школа (бесплатная для детей трудящихся), открывавшая путь в ун-т, была рассчитана на 12 лет обучения. С провозглашением ГДР (окт. 1949) начался переход к общеобразоват. системе нового типа, ориентировавшейся на опыт сов. школы. «Закон о социалистич. развитии нар. образования в ГДР» (1959) утвердил политехн. обучение как основу и составную часть образования и воспитания на всех ступенях. Была введена 10-летняя (неполная средняя) школа с двумя ступенями: низшей — с 1-го по 4-й кл. и промежуточной -с 5-го по 10-й кл. (возраст с 6 до 16 лет). Предполагалось, что эта школа должна стать для уч-ся соответствующего возраста всеохватывающей к 1964 (в действительности это стало возможным только нач. 80-х гг.). С 1951 в вузах введено обязат. преподавание обществ. дисциплин, излагавшихся с позиций марксизма. В февр. 1965 принят «Закон о единой социалистич. системе образования». Система включала: учреждения дошк. воспитания; обязательную 10-летнюю общеобразоват. школу; проф. уч. заведения на базе 10-летнего общего образования; уч. заведения, дающие полное ср. образование: расширенную школу (12 лет обучения), а также профшколы и техникумы; ун-ты и отраслевые вузы. В систему входили учреждения по образованию взрослых. Управление образованием было рассредоточено по различным мин-вам, однако уч.-воспитат. процесс регламентировался полит. и идеологич. установками СЕПГ. В сер. 80-х гг. в 13 тыс. дошк. учреждений воспитывалось 788 тыс. детей (905 из 1000 детей соответствующего возраста). С 6 лет все дети посещали 10-летнюю школу, к-рая состояла из трёх ступеней: младшей — 1—3-й кл. (изучались родной язык и лит-ра, математика, рисование, организовывались занятия спортом, ручным трудом, музыкой); средней — 4—7-е кл. (вводились физика, биология, география, история, иностр., часто русский, язык, трудовое обучение); старшей — 8—10-е кл. (изучались также граж-дановедение, химия, астрономия, вводный курс по организации произ-ва). С 5-го кл. было возможно факультативное изучение ряда предметов. В 1988 в 5,1 тыс. 10-летних школ насчитывалось св. 2050 тыс. уч-ся. В расширенной школе продолжали учёбу ок. 15% окончивших 10-летний курс. Действовали единые программы обязат. предметов: нем., рус. и второй иностр. языки, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, родная лит-ра, история, обществоведение и физич. воспитание. Уч-ся могли определять профиль обучения (науч.-практич. работа или худож. воспитание и музыка). Уч-ся расширенной школы выплачивались (с 1981) стипендии. В сер. 80-х гг. в более чем 200 расширенных школах было св. 442 тыс. уч-ся. Большинство выпускников 10-летней школы получало проф. образование в школах с 2- или 3-летним сроком обучения. Выпускники 2-летней профшколы осваивали специальность квалифициров. рабочего и получали право поступления в ср. спец. уч. заведения (инж. школы и техникумы разл. форм обучения), а выпускники 3-летней профшколы получали углублённую общеобразоват. подготовку, специальность и право поступать в отраслевые вузы. В сер. 80-х гг. в 965 профшколах учились св. 390 тыс. уч-ся. В 1988 в 239 ср. спец. уч. заведениях насчитывалось 172 тыс. уч-ся. Выпускники техникумов могли поступать в вузы соответствующего профиля. В 54 вузах обучалось ок. 130 тыс. студентов. Учреждения по образованию взрослых и повышению квалификации трудящихся охватывали в 80-х гг. ежегодно св. 1,6 млн. чел. Подготовку пед. кадров вели: на базе 10-летней школы — 19 пед. уч-щ (3 года обучения), 24 пед. ин-та (4 года); на базе расширенной школы — 6 ун-тов и 9 пед. вузов (4 года). После объединения герм. гос— в (1990) уч. заведения быв. ГДР были интегрированы в систему образования ФРГ (см. ниже). Педагогическая наука и научные учреждения. Развитие пед. науки в ГДР было тесно связано с сов. пед. теорией. По сов. вузовским курсам велась подготовка учителей с 1948/49 уч. г. В 1949 основан Центр. нем. пед. ин-т, реорганизованный в 1970 в АПН ГДР (в кон. 80-х гг. 10 НИИ). Результаты пед. исследований публиковались в журн. «Padagogik» («Педагогика») и др., в книжных сериях «Monumenta paedagogika» («Памятники пед. мысли», с 1960; к 1986 — 24 тт.), «Padagogische Bibliothek» («Пед. библиотека», с 1947; к 1986—48 тт.). Лит.: Школа европ. стран социализма. Послевоен. развитие и совр. проблемы, М., 1976; Нар. образование в ГДР, под ред. К.-Х. Гюнтера, пер. с нем., М., 1983; G u-ntherK. H., Uhlig G., Geschichte der Schule in der Deutschen Demokratischen Republik, 1945 bis 1971, B., 1974. Л. И. Писарева. Федеративная Республика Германия. В 1987 общее (начальное и выше) образование имели св. 52 млн. чел. (в возрасте 15 лет и старше). Насчитывалось св. 6,7 млн. чел. с высш. образованием. Не имели диплома об окончании школы св. 2,6 млн. чел. Современная школьная система — гос. децентрализованная, гл. обр. межконфессиональная и бесплатная. Действуют разл. частные школы — конфессиональные, вальдорфские, сел. школы-интернаты, альтернативные и др. (входят в союз нем. частных школ). Частные уч. заведения преобладают в сферах дошк. воспитания, проф. образования и повышения квалификации. В 80-х гг. 5% всех уч-ся посещали частные общеобразоват. и проф. уч. заведения. Уд. вес частных уч. заведений в общем их числе увеличивается при росте платы за обучение. В школах отд. земель сохраняются многие, исторически сложившиеся особенности и Значит. различия в структуре, организации, содержании и методике обучения. В целях поддержания унификации полит. воспитания создан Федеральный центр полит. образования, подчинённый непосредственно федеральному министру внутр. дел и имеющий свои земельные органы. Школьное законодательство и управление. Шк. образование является компетенцией отд. федеральных земель. Земельные власти в 80-е гг. несли ок. 75% расходов на нужды образования. Остальная часть покрывалась из ассигнований общин (св. 20%) и федерального пр-ва (ок. 0,5%). Суммарные ассигнования на нужды общеобразоват. школ и дошк. воспитания составили (1986) св. 4 млн. марок, на вузы- св. 3 млн. марок. Мн. вопросы (в т. ч. содержания образования, пед. кадров, шк. стр-ва, бюджета и т. п.) регулировались в землях не законами, утверждёнными парламентами, а постановлениями министров культов, распоряжениями, директивами и рекомендациями отд. гос. инстанций. Высш. руководящий орган по образованию на терр. отд. федеральной земли — Мин-во культов (Kultusministerium), а в городах-землях — соответствующие отделения сената. В крупных землях имеются также промежуточные звенья шк. управления — окружные отделы образования. Проблема проведения единой общегос. шк. политики в ФРГ не разрешена, хотя попытки согласования усилий отд. земель в этой сфере предпринимались с кон. 40-х гг. В 1953—65 центр. органом по координации шк. политики в стране был Герм. к-т по образованию и воспитанию (Deutscher Ausschu? fur das Erziehungsund Bildungswesen). B 1959 к-т разработал проект реформы общеобразоват. школы, предусматривавший нек-рую унификацию системы шк. образования при сохранении его общей структуры. В 1965—75 функции этого к-та принял на себя Совет по образованию (Bildungsrat), созданный на основе соглашения федерального пр-ва и земель. В 1973 Федерально-земельной комиссией по планированию образования (созд. в 1970) утверждён общий проект реформы образования (Bildungsgesamtplan). Федеральное пр-во с 50-х гг. усиливало влияние на общеобразоват. школу через сферу высш. школы и науч. исследований. В этом направлении действовали Совет по науке (создан в 1957), Мин-во науч. исследований (1962—69), Мин-во по вопросам образования и науки (с 1969). Однако федеральное пр-во не обладает правом издавать общие шк. законы. Лишь после 1969 оно получило полномочия давать директивные рекомендации по организации высш. образования и обучения взрослых (старше 18 лет). Согласно Конституции ФРГ гос-во сохраняет за собой только право общего надзора и контроля за школами. Обязательной для всех земель является гарантия права на открытие частных школ и преподавание религии как обязат. предмета. Органом, координирующим шк. политику в масштабах страны, является Постоянная конференция министров культов (создана в 1948), имеющая неск. к-тов, комиссий и т. п. Она принимает рекомендации по организации уч.-воспитат. процесса в школах и подготовке кадров. Только после соответствующих решений земельных органов такие рекомендации становятся обязательными. Нек-рой унификации структуры шк. образования способствовали Дюссельдорфское (1955) и Гамбургское (1964) соглашения между федеральным пр-вом и землями. На уровне округа в пределах федер. земли проф. уч. заведениями (и иногда гимназиями) ведают независимые шк. комитеты или шк. комиссии при администрации. На местном уровне нач. и основные школы подконтрольны спец. шк. отделам. Дошкольное воспитание. Дет. сады (иногда интернатного типа; возраст воспитанников 3—5 лет) в 60- 70-х гг. включены в общую систему образования. Существуют гл. обр. при нач. или спец. школах. При нач. школах имеются дошк. классы для детей, не достигших шк. возраста, но готовых к обучению в школе. Для детей шк. возраста, но не готовых к занятиям, в ряде земель имеются пришк. дет. сады, играющие роль подготовит, групп. Большая часть дет. садов существует при церковных общинах, благотворит. учреждениях, частных фирмах и т. п. Посещают их в основном дети обеспеченных родителей (плата за пребывание ребёнка в дет. саду 150- 250 нем. марок в мес). Воспитатели дет. садов большей частью не имеют спец. подготовки. В 1987 насчитывалось св. 3 тыс. дет. садов всех видов (св. 65 тыс. детей, св. 4,5 тыс. воспитателей). Общее образование. Шк. обучение (с 1946) начинается с 6-летнего возраста. В большинстве федеральных земель обязат. обучение длится 9 лет. В землях Гессен, Ниж. Саксония и Сев. Рейн-Вестфалия — 10 лет. Общее образование дают нач. и основная (главная) школы (до 1964 именовались нар. школой), реальная школа, гимназия, общая школа. В 1987 в ФРГ было 32,7 тыс. общеобразоват. школ (6,8 млн. уч-ся), в к-рых занято 492 тыс. учителей (в т. ч. 271 тыс. женщин). Начальная школа (Grundschule) — первая ступень шк. системы для всех детей. Срок обучения 4—6 лет (в землях-городах 6 лет). В нек-рых землях нач. школа является самостоятельной, отделившейся в 70-х гг. от ст. ступени (основной, или гл., школы). В общем числе школьников ок. 1/2 составляют уч-ся нач. школы. В нач. школах осуществляется т. н. комплексное обучение, к-рое охватывает родной язык, родиноведение, в ряде земель также арифметику, рисование, пение, физкультуру, ручной труд. Вне комплекса изучается религ. вероучение (2—4 ч). С кон. 70-х гг. в нач. школах «всех земель стали создаваться группы по успеваемости, стимулирующие обучение; фронтальные занятия заменялись разл. формами партнёрской или групповой работы, заметен интерес педагогов к индивидуализации обучения. Ок. 60% уч-ся осн. школы попадает в главную обязат. школу. Основная, или главная, школа (Hauptschule) обязательная; преобразована в 1964 в соответствии с «Гамбургским соглашением» из ст. ступени нар. школы. Срок обучения 4—6 лет. Часто нач. и основные школы образуют единое уч.-воспитат. учреждение. Цель основной школы — дать базовое образование для последующего профессионального. Уч. план основных школ включает: религию (3 ч в нед), родной язык (3—4), математику (4—5), историю (1—2), полит. воспитание (1—3 ч в 7—9-х кл.; предметы полит. цикла часто объединяются в комплексы под разл. назв.); географию (1—2), англ. яз. (3—4), начала физики и химии (1—2), ручной труд (2—4 ч для мальчиков), рукоделие, домоводство (2—4 ч для девочек), половое воспитание (в отд. землях), работу в кружках (2—3 ч в 7—9-х кл.), физкультуру (3 ч.). Уч. планы в разл. землях неодинаковы, хотя соотношение циклов примерно сохраняется. В условиях НТР стало очевидным, что уровень подготовки уч-ся основных школ отстаёт от потребностей практики. С нач. 60-х гг. предлагались разл. меры для совершенствования обучения: продление срока обучения на 1 год (9-й или 10-й кл.), введение т. н. ступени ориентации (5—6-е кл.) и новых предметов — трудовое обучение, иностр., как правило англ., язык с 5-го кл., реорганизация сел. малокомплектных школ в «шк. центры» (Mittelpunktschule). Однако большая часть намеченных мероприятий осталась нереализованной. В 1987 насчитывалось св. 13,6 тыс. начальных и св. 7,4 тыс. осн. школ (соответственно 2,3 и 1,3 млн. уч-ся). Численность учителей в обоих типах школ достигла 230 тыс. В 80-х гг. (в сравнении с 70-ми) отмечалось резкое понижение кол-ва уч-ся осн. школ как следствие падения её престижа. Реальная школа (5—10-е или 7—10-е кл.) даёт общее образование на уровне неполного среднего с практич. направленностью. Окончившие её получают право поступления в разл. типы профшкол, что открывает в дальнейшем доступ в техн. вузы. В такую школу уч-ся попадают, пройдя спец. отбор, критерием к-рого является наличие «теоретико-практич. способностей». В ряде земель имеются частные реальные школы. Существуют разл. варианты этого типа школы: нормальная (после основной школы), с укороченным сроком обучения (после 6 лет основной школы); надстроечная (1 или 2 года после гл. школы); вечерняя для работающей молодёжи. В реальной школе осуществляется предметное обучение; обязательными считаются религия (2 ч), родной язык (4—6), история (2—4), полит. воспитание (2—5 ч в 10-м кл.), география (2), математика (4—6.), физика и химия (1—3), музыка (1—2), физкультура (2—3), ручной труд или домоводство (2—4), худож. творчество (1—2 ч). В нормальной реальной школе преподаются обязат. предметы по выбору: математика, экономика, экон. расчёты и бухгалтерия, экон. география, машинопись. 50% уч-ся кроме англ. яз. (4—6 ч) изучают второй иностр. яз. (как правило, французский). В 1987 насчитывалось св. 2,6 тыс. реальных школ (св. 900 тыс. уч-ся, св. 60 тыс. учителей). В реальной, как и в главной школе, нет переводных и выпускных экзаменов. наиб. способные выпускники могут поступить в ст. ступень гимназии (11—12-е кл.) по рекомендации школы без сдачи вступит, экзаменов (в ряде земель — через т. н. переходные классы гимназии). Гимназия (5—13-е или 7/8—13-е кл.) — единств, тип общеобразоват. школы, дающий право поступления в ун-т. На эти цели ориентировано и всё содержание обучения. В гимназиях обучается ок. 17% уч-ся соответствующего возраста. Наряду с традиц. гимназиями (с отделениями древних, новых языков и естественно-математическим) в 50—70-х гг. появились новые типы-экон., техн., социально-экон., коммунального х-ва, муз. и др., дающие право поступления в отраслевые вузы. Гимназии делятся на нормальные, сокращённого типа, надстроечные (обычно после реальной школы); имеются также вечерние гимназии. Для поступления в гимназию уч-ся проходят спец. отбор вместо прежних вступит, экзаменов. Неуспевающие гимназисты переводятся обратно в основную или реальную школы (в нек-рых землях отсев. до 40%). Аттестат зрелости получают 25—30% от числа поступивших, в т. ч. ок. 13—14% детей рабочих. В уч. план классич. гимназий входят: религия (2 ч), родной язык и лит-ра (3—6), социология (2 ч с 8-го кл.), география (2), история (2), полит. воспитание (2 ч в 12—13-м кл.), лат. яз. (4—6), греч. яз. (6 ч с 9-го кл.), иностр. яз. (2—5 ч в 7—11-х кл.), математика (3—4), физика (2—3 ч в 8—11-х кл.), химия (2), физкультура по выбору уч-ся в 12-м и 13-м кл., факультативные предметы (2—3 ч). В гимназиях совр. языков акцент делается на изучение двух иностр. языков (первый — с 5-го кл., 6ч; второй -с 7-го кл., 4—5 ч). В ст. классах естеств.-матем. гимназий осн. внимание уделяется изучению профилирующих предметов. В 1987 насчитывалось св. 2,4 тыс. гимназий всех типов (св. 1,6 млн. уч-ся, св. 123 тыс. преподавателей). С 1972—73 в ФРГ проводится реформа ст. ступени гимназии (11—13-х кл.) для сближения путей общего и проф. образования. Классно-урочная система занятий заменена курсовой. Курсовое обучение длится до 4 полугодий. Соотношение обязательных и свободно избираемых уч. предметов составило 2:1. Реформа ст. ступени позволила ввести в гимназиях ряда земель психологию, экономику, право, вычислит, технику и др. предметы. Обязат. предметы делятся на 3 цикла: языково-литературно-художественный — родной язык и лит-ра, иностр. яз., изобразит, иск-во и музыка; политический — «полит. мироведение», история, география, философия, в отд. землях и религия; естеств.-математический и технический — математика, физика, химия, биология, информатика. К обязат. предметам относятся религия и физич. воспитание. Альтернативные предметы могут углублять знания по обязат. дисциплинам или знакомить с новыми отраслями. Эта система занятий предусматривает индивидуальное консультирование. Задачи классного руководителя выполняет учитель-консультант. Для выпускных экзаменов (письменных и устных) выбирают с начала курсового обучения 4 предмета. Знания учащихся оцениваются сначала по традиц. шкале отметок (от 1 до 6), затем по системе очков. Практически эта т. н. общая квалификация учащихся весьма сложна и вызывает много критич. замечаний педагогов. Дискуссии вокруг проведённой реформы, её критика про-должалиев и в 80-е гг. Общая интегриров. школа (Gesamtschule) принимает всех учащихся (без разделения по разл. типам школ). Др. разновидности общей школы — объединённая и кооперированная — сохраняют существующее деление школ в одном шк. здании. Общая школа — надстройка над основной. В ней предусмотрены ликвидация классно-урочной системы занятий, глубокая дифференциация и индивидуализация обучения. Уч-ся в зависимости от успеваемости, способностей и интересов могут изучать иредметы небольшими группами или бригадами. На ст. ступени сохраняются и обязат. предметы — математика, нем. яз., полит. воспитание и физич. культура. Остальные предметы — по выбору или спецкурсы. Для каждого уч. предмета введены 2 программы — углублённая и сокращённая (с прохождением лишь нек-рых важнейших тем). Предполагалось обучение с 5 лет, продолжительностью 12 лет. Экзамены на аттестат зрелости проводятся в 2 тура — после 10-го кл. и после 12-го кл. В 1987 насчитывалось 365 общих школ (св. 244 тыс. уч-ся). После объединения герм. гос— в (1990) т. н. новым землям для организации преподавания в школах в соответствии с принятыми в ФРГ нормами были предоставлены кредиты для закупки учебников, шк. оборудования и др. В нач. 90-х гг. число оощеобразоват. уч. заведений в ФРГ превысило 38 тыс. (св. 8 млн. уч-ся, св. 612 тыс. учителей). Общее образование взрослых осуществляют вечерние реальные школы для работающей молодёжи (срок обучения 3 года); вечерние гимназии (срок обучения 3 года; дают право на получение аттестата зрелости; условия приёма — окончание подготовит, курса в течение одного семестра); колледжи (ст. ступень гимназии; готовят с отрывом от практич. деятельности к экзамену на аттестат зрелости; условия приёма те же, что для вечерних гимназий). В 1987 насчитывалось ок. 350 общеобразоват. уч. заведений этого типа (св. 43 тыс. уч-ся), в т. ч. 120 — вечерних реальных школ (ок. 10 тыс. уч-ся), св. 230 вечерних гимназий и 73 колледжа (всего ок. 330 тыс. уч-ся). Функционировало 840 нар. ун-тов (Volkshochschulen), а также св. 370 тыс. разл. уч. курсов n кружков. Профессиональное образование. Только часть из проф. уч. заведений являются государственными. Осн. часть находится в руках корпораций, частных предприятий, профсоюзов и др. организаций. С 1968 решением Постоянной конференции министров культов в Значит. степени упорядочены названия профшкол. Проф.-техн. образованием охвачено ок. 80% молодёжи в возрасте от 16 лет и старше. В гос. систему проф.-тех. обучения входят неск. типов уч. заведений. Обязат. профшколы с обучением без отрыва от произ-ва (Berufsschule) и уч. заведения одногодичной нач. проф. подготовки (Berufsbildungsgrundjahr) с отрывом от произ-ва обязаны посещать все подростки до 18 лет включительно, окончившие основную (главную) школу и не продолжающие общее образование в др. типах школ. В профшколе надстроечного типа (Berufsaufbauschule) курс 1—3,5 года, в зависимости от уровня образования и формы обучения; завершение обучения в такой школе приравнивается к окончанию реальной школы. Спец. профшкола (Berufsfachschule; курс 1—2 года с отрывом от произ-ва после окончания обязат. профшколы) после 2 лет обучения и экзамена даёт право поступления в высш. техн. школы. Успешно окончившие спецшколу повышенного типа (Fachoberschule; курс 2 года после реальной школы) могут продолжить обучение в техн. вузах. Спец. гимназия (Fachgymnasien; срок обучения 3 года после окончания реальной школы или получения эквивалентного диплома) даёт право поступления в высш. школу. Разл. спецшколы для продолжения проф. образования (курс от 6 до 4 мес в зависимости от формы обучения и наличия проф. образования и практич. опыта по специальности) сохраняют систему проф. подготовки учеников на произ-ве на основе договорной системы в соответствии с законом о проф. образовании (принят в 1976). В 1987 в системе проф. образования насчитывалось св. 7,5 тыс. школ (св. 2,5 млн. уч-ся, св. 90 тыс. преподавателей). После объединения герм. гос— в общее число школ проф. обучения всех типов составило св. 8,5 тыс. (2,6 млн. уч-ся, св. 105 тыс. преподавателей). Высшая школа руководствуется законом 1976, к-рый определил цели, задачи обучения, организац. структуру, режим работы вузов и т. д. Общая тенденция развития высш. школы — переход от автономии к общегос. типу уч. заведений. Земли частично сохраняют законодат. и адм. власть в этой сфере. Централизация усиливается вследствие расширения сферы федерального законодательства по высшей школе и гос. финансирования. Вместе с тем к нач. 80-х гг. земельные власти несли осн. долю расходов на высш. школу. Наряду с вузами, управляемыми земельными властями, имеются вузы федеральные, бундесвера, церкви и частные (отличаются от гос. вузов спец. статусом и часто более узкими задачами). Обучение в вузах всех типов платное. Конституция ФРГ гарантирует ун-там полную свободу в вопросах организации уч. процесса и науч. исследований. Все вузы с университетским статусом делятся на т. н. старые ун-ты с традиц. ф-тами философии, права, теологии и медицины; структура всех их ф-тов перестроена по совр. областям знания; специализированные вузы, в т. ч. технические, т.е. ун-ты, а также вузы с мед. или экон. профилем; «новые ун-ты» или вузы (возникли в 60-х гг.). В 1974 в земле Сев. Рейн-Всстфалия открыт первый заочный ун-т. Общая высш. школа (Gesammthoch-schule) возникла в 1970 в землях Сев. Рейн-Вестфалия, Гессен и Бавария в результате слияния неск. вузов уже существовавших или основанных вновь. Уч. процесс в уч. заведениях этого типа дифференцирован по уч. курсам и сочетается с науч. исследованиями. С сер. 70-х гг. развитие общих высш. школ фактически приостановлено. В ряде земель кол-во их сократилось. Специализиров. высш. школы созданы из бывших инж. и специализиров. ср. школ. Срок обучения 3—3,5 года. Уч. процесс ориентирован на практич. деятельность, включает науч. исследования и продолжит, практику по профилю обучения. Имеются также худож. вузы разл. профилей. Срок обучения 4—5 лет. Часть студентов готовится к преподавательской работе по художественному воспитанию в гимназиях и школах. В 1988/89 уч. г. насчитывалось 243 вуза, в т. ч. 61 ун-т, 52 частных вуза и 7 общих высш. школ, 98 техн. вузов, 24 управленческих, 8 пед. высш. школ, 29 худож., 9 теологических. В вузах в 1988/89 уч. г. было св. 1,5 млн. студентов, в т. ч. в ун-тах ок. 990 тыс., в техн. вузах 306 тыс., в педагогических св. 10 тыс.; занято св. 340 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 292 тыс. штатных. Принцип «академич. свобод» разрешает студентам свободное посещение лекций, самостоят. выбор уч. дисциплин, сроков сдачи экзаменов. После объединения герм. гос— в в стране стало св. 290 вузов (ок. 1,6 млн. студентов). Вузы быв. ГДР, среди к-рых ун-ты со Значит. науч. традициями (Лейпцигский, осн. в 1409; Гумбольдтовский в Берлине, осн. в 1810; Технический в Дрездене, осн. в 1828), в 1990—91 действовали на основе спец. временных правил. Крупнейшие ун-ты (1990/91 уч. г.): Мюнхенский (осн. в 1471; св. 60 тыс. студентов), Свободный в Берлине (1948; ок. 60 тыс. студентов), Кёльнский (1388; ок. 57 тыс. студентов), Мюнстерский (1780; совр. статус с 1902; ок. 43 тыс. студентов), Геттингенский (1737; ок. 30 тыс. студентов), Гейдельбергский (1386; ок. 27 тыс. студентов). Координирующий центр в области высш. образования — спец. К-т по высш. школе при Постоянной конференции министров культов. В 1949 основана герм. конференция ректоров ун-тов и вузов. Решения её носят рекомендательный характер. Педагогическое образование. Пед. вузы возникли из пед. уч-щ, число к-рых в 50-е гг. достигло 80, а к кон. 60-х гг. возросло до 100. В нач. 70-х гг. ок. 30 из них в качестве самостоятельных пед. высш. школ были присоединены к разл. отраслевым вузам, не-к-рые — к ун-там. Самостоятельные пед. высш. школы остались только в трёх землях (насчитывают, как правило, 1—3 тыс. студентов). Крупнейшие из них — в Дортмунде и Мюнстере (по 5 тыс. студентов), Кёльне, Бонне, Гёттингене, Киле, Ганновере. Срок обучения 3—4 года, готовят учителей для нач., осн., реальных школ. Учёба заканчивается гос. экзаменом. Учителя гимназий готовятся в ун-тах. Повышение квалификации учителей осуществляется на разл. курсах, семинарах и в специализированных ин-тах. В 80-х гг. Значит. число пед. вузов ФРГ было закрыто из-за сокращения потребности в учителях нач. и основных школ. Педагогическая наука. С кон. 40-х — 50-х гг. существенное влияние на пед. мысль продолжали оказывать традиц. филос. и пед. течения. В 60-х гг. осн. дискуссии проходили между сторонниками технократич. ориентации педагогики (Р. Лохнер, В. Брецинка, X. Франк, Ф. фон Кубе и др.) и традиц. философской или гуманитарной педагогики (geisteswissenschaftliche Padagogik) в её разд. вариантах: педагогика культуры, экзистенциалистская педагогика, пед. антропология и др. В ФРГ продолжили свою деятельность Г. Ноль, Э. Шпрангер, мн. ученики В. Дильтея. Идеи пед. антропологии развивали О. Больное, В. Лох и др. В 60-х гг. стала приобретать распространение эмпирич. педагогика, связанная с влиянием идей неопозитивизма и критич. рационализма, акцентировавшая ведущую роль науч.-техн. знаний и т. н. технологии обучения. К нач. 70-х гг. в русле антитехнократич. умонастроений получили развитие социально-критическая педагогика и идея эмансипированного воспитания (К. Молленхауэр, иП. Рё-дер, И. Дамер, В. Лемперт, X. И. Гамм и др.). Это направление поставило во главу угла связь педагогики с актуальными социально-полит. проблемами. Каждое из направлений претендовало на роль «новой ориентации» для развития пед. мысли и преодоления общего кризисного состояния шк. образования. С сер. 70-х гг. распространились консервативные теории воспитания и обучения, отказавшиеся от провозглашённого в 60-х гг. «равенства образоват. шансов» в пользу возврата к элитарным взглядам на школу. Консервативные педагоги настаивали на проведении внутр. шк. реформ, ревизии уч. программ, усилении полит. воспитания. Это вызвало ответную волну пед. движений, выступивших за демократизацию школы, гуманизацию воспитат. систем. Ведущие центры пед. исследований: Академия проблем информатики и технологии обучения (Падерборн, осн. в 1970), Центр технологии обучения (Висбаден, 1970), Федеральный центр полит. образования (Бонн, 1952), Ин-т им. Я. А. Коменского (Мюнстер, 1954), Герм. науч.-пед. об-во (Мюнстер, 1964), Герм. ин-т междунар. пед. исследований (Франкфурт-на-Майне, 1951), Герм. ин-т проблем науч. педагогики (Мюнстер, 1948, ведёт историю с 1922), Исследоват. центр методов обучения (Падерборн, 1970), Гос. ин-т исследований и планирования образования (Мюнхен, 1966), Гос. ин-т шк. педагогики (Мюнхен, 1971). Пед. периодич. издания: «Zeitschrift fur Padagogik» («Пед. журнал», Мюн-хен-Вайнхайм, с 195л), «Padagogische Runds chau» («Пед. обозрение», Кёльн, с 1947, обзорный журнал), «Padagogische Welt» («Пед. мир», проблемы осн. школы), «Die Deutsche Schule» («Герм. школа», Ганновер, с 1897 профсоюзный орган, гл. обр. проблемы гл. школы). Лит.: Кольчугина М. Б., ФРГ: образование и экономика, М., 1973; Коваленко Ю. И., Воспитание учащихся в школе ФРГ, М., 1975; его же, Проф. образование в ФРГ, М., 1988; Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979; Das gegliederte Schulwesen in der Bundesrepublik Deutschland, hrsg. von H. Wollenweber Pader-born — [a. o. l, 1980; Hauptschule, hrsg. von W. S. Nicklis, Bad Heilbrunn, 1980; Hegel-heimer A., Die Realschule im Bildungsund Beschaftigungssystem, Paderborn, 1980; Heldmann W., Gymnasium und moderne Welt, Dusseldorf, 1980; P e i s er t H., F r a-mhein G., Das Hochschulsystem in der Bundesrepublik Deutschland, Stuttgart, 1980 2; Die Hochschule der BRD — Ende der 70-er und Anfang der 80-er Jahre, B., 1982; Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland, Reinbek bei Hamburg, 1984. T. Ф. Яркина.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|