ФРУСТРАЦИЯ

(от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство), психич. состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми). на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. Термин «Ф » употребляется иногда для обозначения непо-средств. внеш. обстоятельств, препятствующих достижениям («фрустриру-ющая ситуация»). В отличие от Ф., внутренние преграды на пути удовлетворения потребности (напр., возникающие в результате борьбы мотивов). описываются как внутриличностный конфликт.

Сила Ф. зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является возникновение внутр. тенденции к агрессивности, к-рая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект. Возможен «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грез, когда внутр. напряжение частично снимается за счет воображаемого успеха (что, однако, лишь отдаляет человека от решения его проблем). Иногда происходит т. н. регрессия - переход к более примитивным формам поведения.

Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, к-рые он перед собой опрометчиво ставит. Неразрешимость возникающих проблем может резко понизить самооценку и уровень притязаний, причем до уровня гораздо ниже адекватного Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклоняться от любых проблем, ведущим становится мотив избегания неудачи

Ситуации и состояния Ф довольно часто возникают при взаимодействии людей, вт ч в уч. -воспитат. процессе Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет учителя или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного и привлекательного Причиной Ф могут быть также неудачи в усвоении уч материала, в налаживании общения со взрослыми и сверстниками Частая или длительная Ф может привести к негативным изменениям в характере ребенка, к возникновению неврозов детских, к закреплению агрессивных форм поведения Отмечается, что дети, строго наказываемые дома, обнаруживают большую агрессивность и жестокость, чем дети, родители к-рых придерживаются более мягких форм воздействия В то же время нечеткость и непоследовательность требований воспитателя могут дезорганизовать поведение ребенка и вызвать Ф Использование в воспитании фрустрирующих приемов должно быть редким и обдуманным Полезнее дополнять или заменять эти воздействия такими, к-рые ставят ребенка перед необходимостью собств. решения и дают надежные опоры для самостоят.выбора

Устойчивость к Ф связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности В то же время она выше у тех людей, к-рым свойственны высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутр. психич. гармония, творческое отношение к жизни Поэтому решающим фактором в повышении устойчивости ребенка к Ф являются формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций

Просмотров: 762
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • Амбивалентность поведения ребенка
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
  • Матрица профессионального поведения человека
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
  • ЭГО-СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (CHILD EGO-STATE)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь