ФРАНЦИЯ

(France), Французская Республика, гос-во в Зап. Европе. Пл. 551 тыс. км2. Нас 55,9 млн. чел. (1989), ок. 90% - французы Гос. язык - французский. Столица - Париж.

Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства над Галлией (кон. 1 в до н. э. - 5 в. н. э.). Они предназначались гл. обр. для римских граждан. Обучение в них строилось по римскому образцу (см. в ст. Античность). В 6—7 вв. с распространением христианства возникли монастырские и соборные школы. В период Каролингского возрождения (8 - нач. 9 вв.). появился ряд школ, где по антич. традиции изучались «семь свободных искусств». В 12 в. в городах были основаны муниципальные платные школы, группировавшие вокруг себя сторонников светской культуры. В нач. 13 в. в Париже основан первый франц. ун-т, в 13—14 вв. - ун-ты в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и др. Ун-ты Ф. стали значит. центрами европ. средневековой науки и культуры, привлекали преподавателей и студентов из мн. стран. Созданные при ун-тах коллежи давали ср. образование. В 15 в. стали открываться не связанные с ун-тами коллежи, большинство к-рых оказалось в 16 в. в руках иезуитов (см. Иезуитское воспитание). вплоть до их изгнания из Ф. в сер. 18 в. Нач. образование давали приходские школы; в их организации и содержании принимала участие наряду с церковью местная администрация. В период Реформации и развернувшейся борьбы между католиками и гугенотами (сторонниками кальвинизма). обе стороны создавали (16—17 вв.). свои нач. школы. В 17- 18 вв. был издан ряд королевских эдиктов об обязат. посещении детьми нач. школ, но они не выполнялись. Уровень обучения в большинстве нач. школ оставался низким. Во 2-й пол 18 в. св. 1/2 мужчин и 2/3 женщин были неграмотны.

В период Франц. революции кон. 18 в. выдвигались требования бесплатного образования, расширения сети школ и т.п. Конституция 1793 впервые в истории провозгласила среди др. прав право гражданина на образование. Были заложены основы единой нац. системы просвещения и ее централизов. руководства, позиции церкви в сфере просвещения серьезно ослаблены. Созданы обществ, нач. школы и т н. центральные (средние). школы. Вместо закрытых в период революции ун-тов началась организация специализированных вузов (Высшая нормальная школа, Политехническая школа и др.).

При Наполеоне I гл. задачей школы официально считалась подготовка солдат.н. служащих, преданных императору. После заключения конкордата с римским папой (1802). духовенство вновь получило право учреждать уч. заведения (хотя и под контролем гос. властей), во всех школах введено преподавание религии. С 1802 создавались 6-летние лицеи - гос. мужские ср. уч. заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров и чиновников. Одновременно восстановлены (как муниципальные или частные ср. у ч заведения). коллежи. В 1808 создан «Императорский ун-т» - гос. ведомство, сосредоточившее управление всей системой просвещения Ф. Страна была разделена на уч. округа («академии»). Созданная Наполеоном строго централизов. система управления просвещением сохранила мн. свои черты и в 20 в.

В период Реставрации (1814—30). като-лич. конгрегации расширили сеть своих школ. Закон 1821 утвердил господство классицизма в ср. школах, значит. ельно сократил курсы естеств.-матем. дисциплин. В 20-х гг. 19 в. начали открываться дошк. учреждения для детей бедняков, где использовались методы взаимного обучения (см. Белл-Ланкастерская система). В 1824 создано гос. ведомство по делам культов и просвещения (его название, структура и функции впоследствии неоднократно менялись). В эпоху Июльской монархии (1830—47). закон 1833 обязал каждую коммуну содержать нач. школу для мальчиков; в городах создавались высш. нач. школы, возникло неск. десятков нормальных школ. Общее число учащихся значит. ельно возросло (в 1820 - 1,2 млн., в 1847 - ок. 4 млн.). Однако нач. образование не стало ни бесплатным, ни обязательным. Ср. школы были доступны лишь детям из привилеги-ров. слоев населения.

Революция 1848 выявила актуальность задачи демокр. обновления просвещения. Проект Л. И. Карно предусматривал введение бесплатного обязат. светского образования, но провести его в жизнь не удалось. После поражения революции принят закон Л. Фаллу (1850), к-рый на мн. годы закрепил за католич. церковью господствующее положение в системе просвещения. В эпоху Второй империи (1852—70). внедрение монархич. идеологии в школу сочеталось с попытками нек-рого расширения содержания образования по естеств. -матем. дисциплинам, что связано с расширением пром революции 19 в В 1865 в нек-рых ср. школах возникли реальные отделения, в их уч плане отсутствовали древние языки, но было усилено преподавание математики, физики, франц ииностр. языков, а также введены курсы бухгалтерии, гражданского законодательства, каллиграфии и т.н. Прямого пути в высш. уч заведения реальные отделения не открывали

После провозглашения (с 1870). Третьей республики в результате длит. парламентской борьбы между сторонниками реформ и монархистами приняты законы, к-рые предусматривали бесплатное обучение в нач школах (1881), обязат обучение детей обоего пола с 6 до 13 лет (1882), устранение религии из уч планов гос. школ (1882), основание в каждом департаменте муж и жен нормальных школ (1879). создание гос. средних жен школ (1880), введение единых гос. уч планов и программ для каждого типа уч заведений В 1893—96 на базе разрозненных ф-тов были воссозданы ун-ты

Реформа 1902 (закон Лейга). создала новую структуру ср. школы, к-рая в основном сохранялась до сер 60-х гг 20 в Введено 7-летнее обучение в ср. школе на базе 4 кл нач школы Учащиеся распределялись между классич и реальным отделениями, единый диплом бакалавра формально предоставлял их выпускникам одинаковые права, но классич отде ления по-прежнему считались наиб. престижными Ср. школы оставались наглухо отгороженными от начальных, имели собств. подготовит классы Уч планы и программы женских ср. школ существенно отличались от мужских Свидетельство об окончании жен лицеев и коллежей не давало право поступления в высш. уч заведения Для девушек, желавших сдать экзамен на степень бакалавра, проводились факультативные занятия по программам муж ср. школы

В нач 20 в резко обострилась борьба между сторонниками и противниками светской школы В 1904 принят закон, запрещавший всякую деятельность религ. об-в и служителей церкви в гос. уч заведениях, однако большинство частных школ оставалось под контролем католич. церкви

После 1-й мировой войны усилилось движение за демократизацию образования Созданное в 1919 об-во «Сторонники нового образования» разработало план организации единой школы В 1925 проведена идентификация уч планов и программ муж и жен ср. школ В нач 30-х гг введено бесплатное обучение в гос. ср. школах Пр-во Нар. фронта продлило (1936). срок обучения с 13 до 14 лет, в 1937 разработало проект, предусматривающий улучшение системы шк. ориентации, обновление структуры школы и содержания образования, расширение образования взрослых и т.н. Распад Нар. фронта и начавшаяся 2-я мировая война не дали этим планам осуществиться Шк. политика профашистского режима Виши (1940—44). наглядно выразилась в закрытии нормальных школ, введении платы за обучение в ст классах гос. ср. школ и т.н. После освобождения Ф вишистские шк. законы были отменены (ордонанс 9авг 1944).

В кон. 50-х гг во Ф началось интенсивное реформирование системы образования законы 1959, 1963—65, 1975, 1989, десятки правительств декретов внесли значит. изменения в организацию и деятельность уч заведений В развитии образования происходят значит. количеств сдвиги в 1950—90 численность учащихся всех типов уч. заведений увеличилась с 6,5 млн до 15 млн, в 1970 стационарным обучением было охвачено ок 45% молодежи в возрасте 17 лет, в 1900 - более 65% В 80-х гг расходы на образование росли в среднем на 2,5% в год, в 1982 они составили 5,8% ВНП, в 1990 - 6,4% Ок 70% этих расходов покрывается гос-вом

Современная система образования включает учреждения дошк. воспитания, 5-летнюю нач, неполную ср. (4-летние коллежи), полную ср. (3-летние лицеи). школы, проф. и высшие уч заведения, учреждения образования взрослых Обязат обучение - 10-летнее (с 6 до 16 лет). По закону 1975 допускается прием в нач школу 5-летних детей, достаточно подготовленных для обучения в школе В гос. школах обучение бесплатное и совместное Значит. место занимают частные уч заведения, 90% к-рых находится под контролем католич. церкви, но частично финансируется из гос. бюджета В 1991- 1992 в 10 тыс. частных уч заведениях насчитывалось 2,4 млн учащихся, т с 16% всех учащихся Ф

В 80-х гг 20 в во Ф начался процесс адм децентрализации, затронувший и сферу образования Региональные и местные власти получили право самостоятельно решать ряд конкретных вопросов деятельности школ, но парламент.н. пр-во по-прежнему определяют осн. направления образоват. политики, санкционируют структурные изменения системы образования, создание новых типов уч. заведений В общегос. масштабе установлены сроки и продолжительность шк. каникул летних - 9 нед, осенних, рождественских, зимних, весенних - 2—2,5 нед В гос. 4—5-летних планах социально-экон развития Ф содержатся разделы, посвященные образованию В прошлом планы носили преим индикативный характер, теперь ряд положений, относящихся^ образованию, приобретает директивное значение

Непосредственно управление системой образования осуществляет Мин-во нац. образования и культуры (совр. назв с 1992). В его ведении находятся все гос. уч заведения страны - от дет. садов до высш. школ, а также обществ. б-ки, музеи и архивы Лишь воен. и с -х уч заведения входят в сферу компетенции соответствующих мин-в В составе Мин-ва образования управления - нач образования, ср. образования, высш. образования и науч. исследований, пед. персонала,строительства уч заведений, финансов, междунар. связей Особое место занимает Ген инспекция нац. образования, подчиненная непосредственно министру Ген инспекторы курируют разные аспекты деятельности уч заведений, организуют пересмотр уч планов и программ, составляют метод рекомендации, проводят аттестацию преподавателей ср. школ Гл. консультативный орган при Мин-ве - Высш. совет нац. образования - высказывает мнение по наиб. важным вопросам развития образования, рассматривает проекты готовящихся реформ, а также является высш. дисциплинарным судом для работников системы просвещения Территория Ф делится на 28 уч округов («академий»), в каждый из к-рых входит по неск. департаментов Во главе «академии» стоит ректор, назначаемый советом министров В департаменте высш. чиновник ведомства просвещения - инспектор академии Ему подведомственны все уч заведения департамента (кроме вузов). В уч. округах функционируют Центры информации и ориентации, их советники оказывают помощь школам в изучении способностей и склонностей учащихся, дают консультации родителям о выборе целесообразного направления обучения их детей или о поступлении на работу после окончания срока обязат обучения, информируют о ситуации на рынке труда

Дошкольное воспитание осуществляется в т.н. материнских школах (дет. садах). или в классах для малышей при нач школах Дети делятся на 4 возрастные группы ясельную (2-летние), малышовую (3-летние), среднюю (4-летние), старшую (5-летние). Гл. внимание уделяется развитию речи, пению, рисованию, физич. упражнениям, привитию сан -гигиенич привычек и простейших навыков самообслуживания В ст группе проводятся регулярные занятия по чтению и счету В 1993/94 уч г. в дошк. учреждениях находилось ок 2,7 млн детей, по охвату детей дошк. воспитанием Ф занимает одно из первых мест в мире детей в возрасте 2 лет - 34%, 3 лет - ев 90%, 4—5 лет - 100%

Общее образование В нач школе 5-летний курс обучения делится на 3 цикла подготовительный (1 год), элементарный (2 года), средний (2 года). Классные занятия длятся 26 ч в неделю Уч предметы разбиты на 3 группы 1-я - франц яз, история, география, гра-ждановедение - занимает примерно 40% уч времени, 2-я - математика, естествознание, технология - 35%, 3-я - физич. воспитание, изобразит иск-во и музыка - 25% Наибольшее время отводится на франц яз (8—10 ч в неделю), математику (6 ч), физкультуру (5 ч). Осн. упор делается на прочное усвоение эмпирич материала, элементарных навыков грамотной речи, письма и счета

С нач. 80-х гг. в ряде нач. школ введено в эксперим. порядке изучение иностр. языка. Кол-во второгодников снижается, но все же остается значит. ельным: в 1970—71 в подготовит, классе они составляли 17%, в 1990—91 - 10%; на 5-м году обучения соответственно 15% и 6%. Вследствие падения рождаемости численность учащихся нач. школ уменьшилась (с 4,9 млн. в 1960—61 до 4,3 млн. в 1991—92).

После окончания нач. школы все учащиеся переходят в неполную ср. школу - 4-летний коллеж. С сер. 80-х гг. в рамках цикла ориентации (4-е и 3-й классы коллежа). стали создаваться технол. классы, где 10 ч в неделю отводится на изучение курса «Технология». В 1993/94 уч. г. в коллежах обучалось более 3 млн. учащихся.

Полное ср. образование дается в 3-летних лицеях (2-й, 1-й и выпускной классы, т. е. 10-й, 11-й и 12-й годы обучения; в ср. школе Ф. используется обратный порядок нумерации классов, начиная с 6-го). В общеобразоват. лицее (офиц. назв. - лицей общего и технол. образования). осуществляется углубляющаяся от класса к классу дифференциация обучения. Во 2-м кл. обязат. предметы (франц. язык, математика, иностр. язык, история-география, физика-химия, биология-геология, физич. воспитание). занимают 23,5 ч в неделю. 3 ч отведено на факультативные предметы, разделенные на 2 группы: 1-я - введение в экономику и социологию, второй иностр. язык, адм. делопроиз-во, предметы эстетич. цикла, специализиров. спорт, подготовка; 2-я - индустриальная технология, лабораторная технология, медико-социальные науки, прикладное иск-во. Выбор одного факультатива обязателен. В 1-м и выпускном классах образуются специализиров. секции: секция А в 1-м кл. делится на 3 подсекции: AI - гуманитарные дисциплины и математика, А2 - иностр. и древние языки, A3 - гуманитарные дисциплины и иск-во; секция В (социально-экон.), секция S (естеств.-матем.); секция Е (математика и техника). В выпускном классе секция S делится на 2: С (математика и физика), D (математика и естествознание). Наряду с общеобразоват. секциями созданы технологические: F (подсекции F1 - механич. конструкции; F2 - электроника; F3 - электротехника и др.); F8 - медико-социальные науки; F11 - музыка, F12 - прикладное иск-во; G - адм. делопроиз-во, коммерч. дело; H - информатика. Для каждой секции Мин-вом нац. образования разработаны особые уч. планы и программы. Различия даже между общеобразоват. секциями значит. ельны, особенно в выпускном классе. По уч. плану 1989 на философию в секции А отводится 8 ч в неделю, в секции В - 5ч, в секциях С, D, E - 3 ч; на математику в секциях А2 и A3 - 2ч, естеств. науки вообще не изучаются, тогда как в секции С математика, физика и естествознание занимают 14 ч в неделю. В секции AI наряду с обстоят, изучением гуманитарных дисциплин (в их числе обязат. факультативы - лат. или др.-греч. языки, или второй иностр. язык). дается 5-часовой курс математики. В качестве обязат. факультативов (3 ч в неделю). учащиеся 1-го и выпускного классов выбирают в большинстве случаев углубленное изучение предметов, профилирующих для данной секции. На протяжении мн. десятилетий вплоть до 60-х гг. 20 в. в иерархии уч. дисциплин на первом месте стояли гуманитарные предметы, особенно древние языки, успешность усвоения к-рых считалась гл. показателем степени умственной одаренности. Теперь их место занимает математика; наиб. престижной стала секция С, где программа по математике значит. ельно выходит за рамки традиц. шк. курса, включает ряд разделов высш. математики. В 1991—92 в лицеях общего и технол образования обучалось 1 624 тыс. учащихся. Выпускники лицея сдают экзамены на степень бакалавра общего (секции А, В, С, D, E). или технологического (секции F, G, H). образования. Диплом бакалавра (аттестат зрелости). дает право без экзамена поступить на ф-т ун-та, соответствующий профилю той секции лицея, к-рую окончил абитуриент. Экзамены на бакалавра принимают спец. гос. комиссии, их председателями обычно назначаются профессора местного ун-та. Программа экзаменов различна для каждой секции лицея. Неудачи на экзаменах носят массовый характер. В 1991 по общеобразоват. секциям лицея сдавали экзамены 362,3 тыс. учащихся (из них 203,3 тыс. девушки), а успешно выдержали 271,3 тыс., т. е. 25% потерпели неудачу, им разрешается сдавать экзамены в следующем году. Согласно данным за 80-е гг., ок. 15% выпускников лицея оказываются не в состоянии сдать экзамены и остаются без диплома о полном ср. образовании.

Начальное профессиональное образование. В проф. лицеях осн. часть учащихся (возраст 15—17 лет). составляют выпускники коллежей, преим. из технол. классов. Индустриальные секции готовят рабочих ср. квалификации для разных отраслей пром-сти; секции сферы обслуживания - низших адм. служащих, секретарей-машинисток, продавцов и т. п. В с.-х. лицеях учащиеся специализируются по животноводству, садоводству, огородничеству. Общеобразоват. предметы занимают 11—15 ч в неделю, физкультура - 4 ч, проф. обучение - 18—22 ч. В 1990 обучалось ок. 750 тыс. юношей и девушек. После окончания 2-летнего курса обучения выдается свидетельство о проф. образовании, дающее право приступить к практич. деятельности. С 1985 хорошо успевающие учащиеся могут после получения этого свидетельства готовиться в течение 2 лет к экзамену на бакалавра проф. образования; этот диплом открывает путь в вузы соответствующего профиля. Уч. план отводит 25 ч в неделю на общеобразоват. и технол. дисциплины, 5ч - на физич. и эстетич. воспитание, 16—20 нед - на стажировку на предприятиях, в учреждениях, больницах и т. п. Этот вид подготовки быстро расширяется: в 1987 было выдано 13 тыс. дипломов бакалавра проф. образования, в 1990 - ок. 24 тыс.

Высшее образование делится на «краткое» и «длительное». «Краткое» (неполное). высш. образование, готовящее в течение 2 лет специалистов ср. звена для разных отраслей произ-ва и сферы обслуживания, даётся в университетских ин-тах технологии и секциях высш. техников. Ин-ты технологии организованы при ун-тах в 1966, принимают на основе жесткого конкурсного отбора бакалавров гл. обр. из естеств.-матем. и технол. секций лицеев, готовят работников для работы в области стр-ва, машиностроения, энергетики, электроники и автоматики, статистики, финансов, рекламы и др. В 1991—92 насчитывалось 70 университетских ин-тов технологии (79 тыс. студентов). В секциях высш. техников (созданы в 1959 при ряде лицеев). общеобразоват. предметы изучаются в неск. меньшем объёме, чем в ин-тах технологии, больший упор делается на подготовку к конкретной деятельности на определенном произ-ве. В 1991—92 в секциях высш. техников насчитывалось 220 тыс. учащихся.

«Длительное» высш. образование дают ун-ты и специализиров. вузы, т. н. большие школы. Ок. 90% студентов обучается в ун-тах. В кон. 19 в. число ун-тов почти не увеличивалось, несмотря на значит. расширение контингента студентов (в 1938 - 17 ун-тов, в 1968 - 23; кол-во студентов за этот период увеличилось с 80 тыс. до 450 тыс.). С 1969 началось разукрупнение ун-тов. Парижский ун-т, насчитывавший ок. 120 тыс. студентов, был разделен на 13 ун-тов, большинство к-рых выведено в пригороды Парижа. Образован ряд новых ун-тов в провинциальных городах. В нач. 90-х гг. во Ф. насчитывалось 73 ун-та (1300 тыс. студентов). Все ун-ты - государственные. Только они имеют право присваивать учёные степени и звания. Обучение в унтах бесплатное, однако при поступлении на первый курс абитуриент вносит небольшую сумму (в 1991 - 600—700 франков, т.е. ок. 120 долларов). Часть студентов из малообеспеченных семей получает стипендии.

В нач. 70-х гг. изменена структура унтов: вместо ф-тов созданы т. н. уч.-иссле-доват. объединения, к-рым предоставлено право определять программы и методики уч. курсов, руководить иссле-доват. работой, подбирать преподавателей и т. п. Это нововведение имело целью преодолеть разобщенность преподавателей разных специальностей, усилить междисциплинарные связи, способствовать развитию науч. исследований в ун-тах. Многие уч.-исследоват. объединения по профилю аналогичны прежним ф-там (гуманитарные, естеств.-матем., юрид., мед., фармацевтические). В 1993—94 объединения гуманитарного профиля охватывали 425 тыс. студентов, права и экономики - 306 тыс, естеств. -матем. - 280 тыс, мед и фармацевтические - 149 тыс. Появились и новые направления инженерные, с -х наук, архитектуры, физич. культуры и спорта и др, число студентов там пока невелико Бакалавры принимаются в ун-т по многим направлениям учебы без экзаменов, не имеющие диплома бакалавра сдают экзамены по программам выпускного класса лицея Число мест на первом курсе не лимитируется Обучение в ун-те делится на три 2 годичных цикла 1-й цикл - обстоятельно изучаются обще-образоват. дисциплины, близкие к избранной профессии Успешное окончание этого цикла дает диплом об обще-образоват. университетской подготовке 2-й цикл - усиливается специализация В течение 1 года идет подготовка к сдаче экзамена на степень лиценциата по гуманитарному или естеств. -матем. профилю Для мн студентов на этом заканчивается университетская учеба Оставшиеся в ун-те готовятся еще год к экзамену на получение диплома более высокого уровня - «метриз» Обучение на 3-м цикле готовит к работе в и -и учреждениях и в высш. школе После 1-го года вручается «диплом об углубленной подготовке», а после 2-го - «диплом доктора третьего цикла» Переход на каждый последующий цикл возможен лишь при наличии диплома об успешном окончании предыдущего цикла и соответствующего решения комиссии по ориентации Наиб. длит. сроки высш. мед образования дер медицины готовится в течение 8—10 лет, дер-фармацевт - 6 лет В ряде ун-тов ведутся науч. исследования в области математики, естеств. наук, медицины, информатики, истории

«Большие школы» разнообразны по условиям приема, характеру обучения и перспективам, к-рые они открывают своим выпускникам Продолжительность обучения обычно составляет 3 года, но для поступления в них требуется значит. спец. подготовка после сдачи экзаменов на степень бакалавра Она дается в 2-летних подготовит классах, созданных при нек-рых крупных лицеях либо при самих «больших школах» В 1991—92 в таких классах насчитывалось 72 тыс. учащихся Наряду с выпускниками подготовит классов в «большие школы» принимаются также лица, окончившие первый цикл университетского образования Все поступающие сдают сложные вступит экзамены Многие парижские «большие школы» считаются уч заведениями более высокого ранга, чем ун-ты Большим социальным и академич престижем пользуются Высш. нормальная школа (осн.в 1794), Школа хартий (1821), Поли-техн. школа (1794), Высш. нац. школа иск-в и ремесел (1881). Они дают широкое образование гуманитарного или естеств. -матем. направлений Спец. инж подготовку высокого уровня дают Нац. школа мостов и дорог (осн. в 1747), Высш. нац. горная школа (1783). и ряд др. парижских техн. вузов, основанных в кон 19 - нач 20 вв Исключит. престижем пользуется Школа администрации (осн. в 1945), к-рая находится в непо-средств ведении премьер-министра и готовит чиновников центральных и региональных органов власти Именно из выпускников столичных «больших школ» прежде всего формируется корпус руководителей гос. администрации, экономики, науч. учреждений, средств информации и т.н. В провинции существуют инженерные, коммерч и с -х высш. школы, непосредственно связанные с экономикой тех регионов, где они расположены Нек-рые из них финансируются частными компаниями или отд крупными предприятиями Особое место в системе высш. образования Ф занимает Коллеж де Франс (осн. в 1530), где широко представлены совр. науки гуманитарного и естеств. -матем. циклов и преподают крупнейшие ученые страны Коллеж де Франс не имеет стабильных уч планов и программ, не проводит экзаменов, не выдает дипломов, не присваивает ученых степеней Ведущие профессора ежегодно выбирают новые темы лекционных курсов и сами определяют необходимое число уч часов на свою дисциплину Вход на лекции свободный.

Образование взрослых проводится гл. обр. в плане повышения проф. -тех квалификации Во мн городах функционируют вечерние курсы, готовящие квалифициров рабочих и повышающие квалификацию работников ср. звена Систематически ведутся уч радио- и телепередачи Согласно действующему законодательству, каждое предприятие обязано выделять не менее 1,2% фонда заработной платы на повышение общеобразоват. и проф. уровня своих работников В 1990 ок 30% активного населения Ф проходило обучение в той или иной форме На это ассигновалось 10% всех расходов на образование.

Педагогическое образование С сер 19 в до нач 90-х гг 20 в система пед. образования носила строго дуалистич характер Учителей нач школ (с 60-х гг 20 в и воспитателей дет. садов). готовили нач нормальные школы, уделявшие наибольшее внимание предметам психол и пед. циклов Осн. масса преподавателей ср. школ состояла из выпускников ун-тов, где собственно пед. подготовка фактически отсутствовала Восполнить этот пробел были призваны созданные в 50-х гг региональные пед. центры, куда принимались стажерами на 1 год по конкурсу выпускники унтов, имеющие диплом лиценциата Под руководством пед. советников они проводили занятия со школьниками, вели классную документацию, посещали уроки наиб. опытных преподавателей После успешной сдачи экзаменов стажеры получали звание «сертифье», дающее право занять штатную должность преподавателя лицея Для получения диплома высш. категории преподавателя ср. школы - «агреже» - необходимо иметь университетское образование в объеме 3 циклов и успешно сдать сложный конкурсный экзамен по определенной специальности (франц яз, иностр. яз, математика, биология и т и). Уч заверениями, формально предназначенными для подготовки преподавателей ср. школы, являются 5 высш. нормальных школ, многие их выпускники (особенно Парижской высш. нормальной школы). не идут в школу, а становятся преподавателями вузов, науч. работниками, журналистами.

С 1991 началась ликвидация прежних типов пед. уч заведений Вместо них в каждом уч округе Ф создается 2-летний Университетский ин-т по подготовке учителей, куда принимаются лица, получившие после 3 лет обучения в ун-те диплом лиценциата В ходе учебы в ин-те студенты готовятся к пед. работе либо в нач школе, либо в общеобразоват. ср. школе, либо в ср. проф. уч заведении Предполагается, что все эти виды подготовки должны обладать одинаковым академич и социальным престижем.

Педагогическая наука и педагогические научные учреждения Педагогика Ф начала складываться в эпоху Возрождения Наиб. видные представители (Ф Рабле, M Монтень), пед. взгляды к-рых составляли органич часть их гуманистич мировоззрения, выдвигали задачу воспитания здоровой жизнерадостной личности Наряду с большим вниманием к классич культуре франц гуманисты особенно подчеркивали необходимость изучения математики и естествознания, знакомства детей с развивавшимся мануфактурным произ-вом II Рамус (1515—72). одним из первых в Зап Европе пропагандировал идеи реального образования Ж Воден (1530—96). высказал смелую для своего времени мысль о преимуществе обществ. воспитания перед семейным В разгар религ. войн во Ф он сформулировал принцип воспитания детей в духе веротерпимости Центром гуманистич культуры и науки стал Коллеж де Франс Идеи гуманистов нашли отражение в первом классич произведении франц педагогики - книге Ф Фенелона «О воспитании девиц» (1687), переведенной на мн европ языки (в 1763 - на рус яз). Гно-сеологич. рационализм Р.Д. екарта, выражавший веру во всемогущество человеческого разума как единственного надежного источника науч. познаний, стимулировал поиски педагогами путей развития логич. мышления учащихся В ср. у ч заведениях Ф в 16 - нач 18 вв преобладала система иезуитского воспитания Созданное в кон 17 в католич. священником Ж Б Ла Салем Об-во братьев христ. школ уделяло осн. внимание нач школам, им организованы первые во Ф учительские семинарии в Реймсе (1684), затем в Париже Принципы деятельности этих школ, изложенные Ла Салем («План ведения школ», 1720), во многом совпадали с положениями иезуитской педагогики, но обучение шло на родном языке, была введена классно-урочная система занятий, в содержании образования расширены сведения по естествознанию Своеобразные пед. идеи выдвинул янсенизм - религ. -филос. учение в католицизме,воспринявшее нек-рые черты протестантизма Ребенок рассматривался как жертва первородного греха, поэтому осн.цель воспитания состояла в том, чтобы не дать развиться природной греховности Подчеркивая свою близость идеям Декарта, янсенисты ставили задачей развивать самостоят.мышление учащихся, выступали за сознат усвоение уч материала, против зубрежки Близкий к янсе-нистам III M Роллен считал необходимым расширить изучение франц яз и отеч истории за счет сокращения материала по др языкам и антич истории Янсенисты основали неск. школ (первую - в монастыре Пор-Рояль, 1643), вокруг к-рых группировались видные деятели франц культуры, в т.ч. философ и математик Б Паскаль, драматург Ж Расин Иезуиты добились закрытия этих школ в кон 17 в.

Франц просветители 18 в, выступившие с острой критикой абсолютизма и его идеологии, считали, что подлинно разумный и гуманный обществ. порядок будет создан в результате распространения просвещения и создания новой системы воспитания Борьба виднейшего представителя франц Просвещения Вольтера против ортодоксального католицизма, суеверий и невежества оказали огромное воздействие на европ обществ. мысль Философы К А Гельвеции и Д Дидро, обращаясь к пед. проблематике, поставили в центр внимания вопрос о влиянии обществ. условий на процесс формирования личности Важным этапом в развитии мировой пед. мысли стали идеи Ж Ж Руссо о свободном развитии природных сил ребенка Взгляды франц просветителей нашли отражение в многочисленных проектах перестройки системы воспитания и образования, выдвинутых в эпоху Франц революции кон 18 в В Нац. и Законодат собраниях, Нац. конвенте вокруг вопросов развития просвещения шла острая борьба Проекты III M Талейрана (1791), Ж Лаканаля (1793). ограничивали обучение большинства детей лишь нач школой, устанавливали разные сроки обучения для мальчиков и девочек, сохраняя религ. воспитание Более радикальными были проекты M Ж Кондорсе, Л M Лепелетъе, предусматривавшие введение всеобщего бесплатного светского образования, осуществление нравственного и гражд воспитания детей Проект А Л Лавуазье подробно обосновывал необходимость широкого естеств. -науч. и техн. образования.

Пед. проблематика занимала значит. место в социальных утопиях франц мыслителей В контексте идей утопич. коммунизма рассматривали проблемы воспитания Ж Мелье, Г Мабли, Г Бабеф, Э Кабе, Т Дезами Заметный вклад в развитие пед. мысли внесли А Сен-Симон и III Фурье

С 60-х гг 19 в проблемы образования стали привлекать внимание деятелей рабочего и социалистич движения II Ж Прудон и его последователи выступили против гос. организации просвещения и обязат шк. образования, абсолютизировали семейное воспитание, считали гл. направлением образования рабочей молодежи ремесл ученичество Члены франц секции I Интернационала Э Вайян и Э А Варлен отстаивали необходимость обществ. системы образования для детей трудящихся и их широкой общеобразоват. подготовки в сочетании с трудовым обучением Марксистские взгляды на проблемы воспитания пропагандировались в трудах деятелей социалистич движения Ж Геда, II Лафарга и в программных документах возглавляемой ими Рабочей партии Участник I Интернационала II Робен выдвинул теорию «интегрального» воспитания и пытался осуществить свои идеи в руководимом им дет. приюте По его примеру в 90-х гг 19 в С Фор и M Берне создали дет. колонии с широким самоуправлением воспитанников, организованным в духе анархистских идей.

Острое полит. противоборство сторонников и противников светской школы в кон 19 - нач 20 вв нашло отражение в теоретич полемике Педагоги клерикальной ориентации Э Бутру, II Брюне-тьер и др. обосновывали необходимость систематич. религ. воспитания учащихся Принципы светского образования разрабатывали и пропагандировали видный деятель социалистич движения Ж Жорес, Ф Бюиссон и др. С нач 19 в во Ф постепенно складываются отд отрасли педагогики Работы франкоязычного швейц педагога Ж Б Жирара по методике обучения франц яз издавались во Ф и дали импульс дальнейшему развитию метод исследований Ж Жа-кото предложил ориг. методы обучения грамоте и преподавания иностр. языков В Гаюи и Л Брайль внесли большой вклад в развитие тифлопедагогики M А Жюльен (Парижский). призвал систематически вести изучение заруб систем образования, в соч «Эскиз сравнит педагогики» (1817). впервые употребил термин сравнительная педагогика Э Дюркгейм стал основоположником социологии образования Одним из первых исследователей проблем дошк. воспитания стала M Пап-Карпантье Впоследствии эту проблематику разрабатывала II Кергомар На рубеже 19—20 вв появились работы франц педагогов и полит. деятелей (А Рибо, Э Комба, Э Ла-висса и др.). о состоянии и перспективах развития нач и ср. образования в связи с проводимыми шк. реформами Истории школы и пед. мысли были посвящены исследования О Греара, Г Компейре, Бюиссона Первым крупным представителем эксперим. педагогики во Ф был А Курно (1801—77), как и другие представители этого пед. направления, стоявший на позициях психол редукционизма В 1905 А Вине в сотрудничестве с Т Симоном создал тесты для измерения уровня развития интеллекта Они получили распространение в ряде зап стран Сторонники нового воспитания создали во Ф неск. эксперим. уч заведений (наиб. известное - школа Рош, основанная Э Демоленом в 1899).

В 20-х - нач 30-х гг 20 в на официозную педагогику преобладающее влияние оказали идеи «пед. традиционализма» Его приверженцы (наиб. видный представитель - Ален). считали, что задачи умственного развития и нравств. воспитания могут быть успешно реализованы лишь при строгой регламентации уч -вос-питат процесса, разделяли осн.положения теории формального образования, выступали за сохранение приоритетной роли древних языков в уч. планах ср. школ и книжно-вербальных методов обучения Им противостояли сторонники нового воспитания (Р Кузинэ, С Френе, и др.), к-рые резко критиковали жесткое единообразие уч процесса во франц школе, авторитарную роль учителя, схо-ластич методы обучения Предлагавшиеся ими пед. программы имели целью активизировать учащихся, связать обучение с трудом, создать эффективную систему шк. самоуправления Вместе с тем они нередко фетишизировали спонтанные интересы детей и чрезмерно индивидуализировали уч -воспитат. процесс Промежуточную позицию между «традиционалистами» и «модернистами» занимал II Лапи

Многочисленные шк. реформы, проводящиеся во Ф после 2-й мировой войны и особенно в кон. 60-х гг, усилили внимание к теоретич проблемам воспитания и образования Расширилась сеть науч. -пед. центров и университетских кафедр педагогики, с ними сотрудничают Нац. ин-т демографии, Нац. ин-т статистики, Нац. ин-т труда Наиб. интенсивно исследуется социопед. проблематика экон эффективность образования (Ж Фурастье, Ж Мажо, Ф Саломон и др.), методология планирования образования (Р Пуаньян, Ж Ламур, II Боше), социальные аспекты дифференциации обучения (Ш Бодело, Р Бурдье и др.), роль школы и общества в гражд и нравств. воспитании молодежи (А Ложье, Ж Жуслен, Ж Дивинье и др.). Обширная лит-ра посвящена поискам путей модернизации содержания и орга-низац форм и методов обучения Значит. вклад в разработку дидактич проблематики внес Р Галь Техн. средствам обучения посвящены работы M Дье-зейда и др. С нач 80-х гг разрабатывается методика использования в школе микропроцессорной техники (Ж Перрье, II Бастид). Расширились исследования по сравнит педагогике (М Дебесс, Ж Тома и др.). и истории педагогики (Л Декон, А Прост, M Гутар и др.). На пед. мысль оказывают известное влияние разл филос, социологии и психол школы На гос. политику в области общего и проф. образования оказали длит. воздействие социология теории 60—70-х гг P Арона, Ж Фурастье, Ж Капеля и др. Значит. влиянием пользуются филос. и антропологич. доктрины неотомизма, разрабатываемые в развитие идей Ж Маритена, Э Жиль-сона и др, католич. персонализма (Э Мунье). и др, они определяют направленность деятельности мн частных уч заведений, в т.ч. принадлежащих соответств церк. opr-циям Во мн трудах по педагогике нашли отражение влиятельные идеи франц экзистенциалистов (Ж II Сартра, Т Марселя, А Камю и др.), сторонников психоанализа (О Тибо, Ж Моко). До 70-х гг интерес вызывали марксистские интерпретации пед. и психол теорий в трудах II Ланжевена, А Валлона, Ж Коньо и др. Заметной популярностью пользуется лит-ра, связанная с движением за демократизацию системы образования (М Виаль, Ж Фридман, Л Легран и др.). В 70—80-е гг получили некрое распространение леворадикальные идеи, близкие антипедагогике (Э Верн, А Добер и др.).

Современные науч-пед. учреждения. Нац. ин-т пед. исследований (LInstitut National de Recherches Pedagogiques, осн.в 1937, совр. назв с 1976) - гл. науч. -пед. центр Ф, синтезирует результаты пед. исследований, проводившихся во Ф. и за рубежом, ведет прикладные исследования, в т.ч. по заказам гос. ведомств, издает неск. пед. журналов, одна из важных функций ин-та - способствовать развитию и совершенствованию преподавания франц яз в заруб странах Нац. центр пед. документации (Le Centre National de Documenta-tion Pedagogique, осн. в 1976) - создает.н. распространяет уч материалы для преподавателей и учащихся школ и для заочного обучения, организует переписку франц учащихся с заруб сверстниками Нац. центр заочного образования (Le Centre National dEnseignement par Corre-spondance, осн. в 1979) - организует обучение взрослых по программам коллежа, лицея и ряда высш. уч заведений, имеет отделения в Гренобле, Лилле, Лионе, Руане, Тулузе, Ванве Нац. агентство по развитию перманентного образования (LAgence Nationale pour le Development de lEducation Permanente, осн. в 1973) - способствует развитию сети уч центров для взрослых, стимулирует расширение исследоват работы по проблемам непрерывного образования Нац. бюро информации о видах образования и профессиях (LOffice National dInformation sur les Enseignements et les Professions, осн. в 1970) - разрабатывает.н. распространяет документацию о направлениях послешк. учебы, видах проф. подготовки, конъюнктуре на рынке труда, в составе бюро действует исследоват центр, анализирующий связи проф. образования с технол развитием совр. произ-ва.

Периодические издания «Bulletin officiel du Ministere de leduca-tion nationale» («Бюллетень Мин-ва нац. образования», ежемесячный), «Revue francaise de pedagogie» («Обозрения франц педагогики», ежеквартальный), «Amis de Sevres» (ежеквартальный), «Hi-stoire de leducation» («История образования», осн. в 1978, выходит 3 раза в год), «Enfance» («Детство», ежеквартальный), «Vers leducation nouvelle» («За новое воспитание», ежемесячный), «LEducateur» («Воспитатель», ежемесячный), «LEducation enfantme» («Воспитание детей», ежемесячный), «Education permanente» («Непрерывное образование», 5 раз в год), «LEcole maternelle frangaise» («Франц материнская школа», ежемесячный), «Art enfantme» («Дет. иск-во», ежеквартальный), «Lecole et la Nation» («Школа и нация», осн. в 1952, ежемесячный).

Просмотров: 1077
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Содержание образования и воспитания
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь