Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙобласть нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и формами его культуры (см Народная педагогика). История происхождения и развития Ф д не вполне изучена, но мн исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в к-рую ребенок органично включен Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф д, его сюжетно-тематич составе, роли и функциях в жизни ребенка, системе поэтич средств Исторически Ф д объединяет три пласта творчество взрослых для детей, фольклорное творчество взрослых, постепенно перешедшее к детям, собственно дет. фольклорное творчество Существует в основном две точки зрения на объем и содержание понятия Ф д Одна заключается в том, что к Ф д относятся все три пласта устно-поэтич нар. культуры Другая выводит творчество взрослых для детей из состава Ф д, считая этот пласт особой областью фольклора взрослых (т.н. материнская поэзия или поэзия пестования). Как сфера нар. культуры, к-рая ориентирована на особенности и потребности, характерные для дет. возраста и его разл этапов, Ф д относительно самостоятелен Он обладает собственной жанровой системой и эстетич. спецификой Каждый жанр Ф д по-своему способствует сохранению душевного и физич. здоровья ребенка, развитию его личности, установлению ее многообразных отношений в сообществе взрослых и детей Очевидно, именно ориентация Ф д на общие закономерности возрастного развития детей, четкое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологич. сходство разных его нац. форм При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследования нар. менталитета В 20 в формируется, в т.ч. и в России, науч. направление - фольклористика детства, в рамках к-рой изучается Ф. д. Эстетич. и пед. опыт каждого народа выработал стройную систему худож. приемов, соответствующих особенностям дет. восприятия Классификация материала рус Ф д на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы В первую группу («поэзия пестования»), обращенную взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки Колыбельные песни - произведения, назначение к-рых успокоить и усыпить ребенка В народе их называют байками, что связано с глаголом «баять», «баить» - «говорить», древнее значение его - «заговаривать» К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дремы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребенка как способ уберечь его от болезней Существует неск. вариантов его объяснений напр., как древней магич попытки «обмануть» болезнь или как нежелательности много-чадия в условиях голода и стихийных бедствий По мере ист развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклина-тельную функцию, расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. и за счет др жанров фольклора Одни колыбельные песни стали выражать чувства и настроения самой пестуньи, другие рисовали близкий и интересный для ребенка мир животных и т.н. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физич. упражнений и гигиенич процедур, необходимых для младенца Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, к-рым обучают его взрослые («лунь плывет», «сова летит»), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтич произведения соединяются с простейшим драматич сюжетом, в к-ром персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет («Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ехал мальчик маленький»). В потешках содержатся и первые уроки нравственности, элементы обучения счету, соотношениям в размерах Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, к-рыми взрослые забавляли детей (отсюда их нар. назв «забавки», «забавуш-ки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтич средствами По содержа нию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей Короткая стихотворная строка с глаголом в конце, парные или многократные глубокие рифмы, придающие стиху энергичный характер, звукоподражания и двойные экспрессивные обращения, диалогичность, быстрая смена событий, при к-рой каждой строке соответствует своя картина, стремительность действий персонажей, фрагментарная или цепная композиция - все эти худож. особенности прибауток служат тому, чтобы удержать еще неустойчивое дет. внимание благодаря динамичности и яркости воплощения своеобразного сюжета Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевертыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в к-рых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности Смеясь над заведомой выдумкой, ребенок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевертышную условность как способ создания худож. действительности Поэтика нар. прибауток оказала существенное влияние на развитие проф. поэзии для детей В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор Дет. прибаутки обеспечивают также преемственность между двумя возрастными группами Ф д - поэзией пестования и собственно дет. фольклором Прибаутки, исполняемые взрослыми для детей, позднее становились дет. песенками, приговорами, переходили в жанр считалки, расширяя его сюжетно-тематич состав Т о, наследование традиц. культуры осуществлялось с самого раннего возраста в простых и естеств. для ребенка формах. Собственно дет. фольклор включает неск. жанровых объединений Календарный Ф. д. объединяет заклички и приговорки, большинство из к-рых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магич силу слова, воздействующего на природу В определенных ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам Существовали и индивидуальные приговорки Заклинки и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до наст. времени открывают для детей тра-диц способ общения с миром природы. Игровые жанры составляют самую значит. ельную по кол-ву произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф д Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры («Кострома», «Ящер»). Традиц. дет. игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство совр. игр и в наст. время соединяет в себе пед. и эстетич. функции, способствуя приобщению детей к нар. культуре В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьевые оговорки, считалки В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для нее часто становились произведения, созданные взрослыми Жеребьевые сговор к и - рифмованные формулы-вопросы, с к-рыми обращаются к «маткам» при необходимости по условиям игры разделиться на две партии Для этого дети широко использовали традиц. образы из сказок, песен, пословиц, загадок («Наливное яблочко или золотое блюдечко9», «Грудь в крестах али голова в кустах9»). Считалки - рифмованные и ритмизованные произведения, исполняемые скандированием, при помощи к-рых дети распределяют функции в игре, определяют очередность действий ее участников По происхождению жеребьевые сговорки и считалки - наиб. архаич жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчету Основа считалки - счет, что отразилось и в названии жанра Условная форма счета, скрывавшегося с помощью искажения звуковой оболочки слова, восходит к представлению о губительности прямого пересчета для мн видов деятельности охоты, домашнего х-ва и др. Дети переняли от взрослых и сам принцип пересчета как способ справедливого регулирования отношений, и форму древнего загадочного счета Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось кол-во осмысленных сюжетов, складывавшихся часто из текстов разл происхождения взрослых и дет. фольклорных произведений др назначения, водевильных песенок и переделок дет. стихов, созданных проф. авторами (напр., считалка «Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять», прототипом к-рой является стихотворение поэта 19 в В Ф Миллера). Как ни один другой жанр Ф д, считалки давали широчайший простор для импровизации на традиц. основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов, придумывать новые, отталкиваясь от звучания и ритма старых Представляя собой классич форму дет. словесности, форма считалки получила высокую оценку проф. дет. поэтов и нашла отражение в творчестве В Я Брюсова, H С Ашукина, M Д Яснова и др. Сатирический Ф. д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей Произведения сатирич Ф д способствуют психол закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на дет. взгляд). словом Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, к-рый включает также прозвища, клички, присловья Явление во многом негативное, дразнилка в дет. среде возникает как рифмованное осмеивание человека, его действительных или мнимых недостатков на основе имени собственного Нек-рые дразнилки осуждают отрицат. качества и явления плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство («Ябеда-корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет.н. подходящий ответ обидчику, т.н. отговорку «Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек» Поддевки - тоже вид сатирич Ф д Они представляют собой искусств или естеств. диалог, в к-ром человек ловится на слове («Скажи Медь - Медь - Твой отец медведь»). Многочисленные и разнообразные подобные диалоги могут быть приспособлены к разл моментам взаимоотношений между детьми и также испытывают собеседника на психол «прочность» Ф д как объективное отражение особенностей дет. жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием шк. образования, бытового и хоз уклада в России Гор грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтич традиций, становились трансформаторами Ф д Гор гимназич фольклор 19 в, свидетельства о к-ром скупы, повлиял на расширение тематич состава Ф.д (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаич жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитат. практике семьи и дет. учреждений доли традиц. поэзии пестования совр. дет. устная культура все более обособляется от культуры взрослых, изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры Происходит переориентация на др фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, песни-переделки, а также на произведения, созданные проф. авторами Если крест. фольклор становится достоянием книжной культуры, то совр. Ф д -жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в к-ром они растут Особого внимания дет. психологов и педагогов заслуживают относительно новые образования «черный юмор», «школьный словарь», «афоризмы военной кафедры» и др. произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде «Черный юмор» - разножанровый пласт дет. и подросткового фольклора, к-рый стихийно осмысляет противоречия совр. действительности обесценение худож. слова в значит. части лит-ры 50—70-х гг, ослабление и распад естеств. человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравств. ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей Иронич противостояние этому средствами пародийного развенчания, жесткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетич. шока есть способ психол защиты личности в условиях социальной безысходности Истоки «черного юмора», вероятно, опосредованно связаны с определенными направлениями в проф. иск-ве (напр., с творчеством обэриутов и совр. создателей иро-нич прозы и поэзии). Школьный словарь - пародийный жанр дет. устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек, быта и нравов школы в целом, шк. программы и приемов преподавания («Ученик у доски - партизан на допросе»). Афоризмы воен. кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов Разнообразные по строению микрозарисовки из армейской жизни иронически представляют социальные, нравств. противоречия в этой важнейшей для становления личности сфере («От меня до следующего столба - бегом марш»). Разл жанры совр. фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетич. уровня развития ребенка и прийти на помощь в выборе методов психологопед. работы воспитателя.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|