ДВИЖЕНИЯ

телесные акты (процессы) направленные на перемещение тела или его частей в пространстве, а также овладение и манипулирование материальными предметами. Могут осуществляться импульсивно или рефлекторно, вне контроля сознания — т. н. непроизвольные Д Сознательно регулируемые на основе имеющейся потребности Д. наз. произвольными. Они предполагают сознат. ориен тировку по отношению к намеченной цели (ориентировочная основа Д.) как в плане представления (воображения), так и в речевом плане. С помощью ориентировочной деятельности производится обследование ситуации и формируется образ необходимых Д. В зависимости от того, как складывается ориентировочная основа Д зависят быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия. Выделяются также т. и постпроизвольные Д., к-рые образуются как произвольные, но при последующем свёртывании ориентировочной основы выводятся из сознания, автоматизируются и становятся непроизвольными Д осуществляются с помощью двигательного (кинестетич) анализатора. Его центр компонент — моторные зоны коры больших полушарий головного мозга, эффекторный компонент — мышечная система.

Длит. наблюдения за развитием детей показали, что все осн. виды Д (сидение, прямостояние, ходьба, хватание, эмоционально мимич.-выразительные движения) формируются прижизненно. Внешне сходные с ними безусловно рефлекторные акты, имеющиеся уже у новорожденных (рефлекс переступания, плавательные Д. ладонный рефлекс и др), просуществовав короткое время, отмирают. Ведущую роль в развитии Д ребенка играют зрение и слух из массы совершаемых ребенком Д закрепляются только те, к-рые ведут к получению сенсорного результата. Т.о., ориентировочные реакции с момента рождения оказывают формиру ющее влияние на развитие Д. ребенка.

Ребенок овладевает Д. не только в силу инивидуального опыта, но и усваивает специфически человеческие Д., перенимая их у взрослых. На 1 м году жизни большое место занимает метод пассивных Д. когда взрослый совершает членами ребенка желаемые Д. Известное значение даже на самых ранних этапах развития имеет подражание Д. взрослого, играющим роль наглядного образца. Внимание взрослого и его одобрение могут приводить ребенка к отбору нужных, ценных моторных компонентов из тех, к-рые он совершает стихийно или в составе др. Д. От взрослых также зависит стимули рование двигат активности маленького ребенка ему следует надевать удобную, не стесняющую Д. одежду, побуждать к передвижениям и хватательным Д. пока зывая привлекат предмет, маня ребенка к себе. Дети, выросшие вне человеческого общества, в условиях глубокой депривации, не владеют даже такой двигат. функцией, как прямохождение. Негативный эффект имеет и менее выраженный недостаток воспитат. воздействий отсутствие соответствующей стимуляции приводит к более или менее выраженной моторной отсталости.

С возрастом повышается точность и меткость выполняемых детьми Д., увеличивается скорость образования двигат навыков. Однако если крупные, но не требующие большого напряжения Д. (напр., ходьба, бег) складываются сравнительно легко, то точное выполнение мелких ручных движений (письмо, рисование, шитье и т п) представляет значит. трудности еще для мл. школьников. Важную роль в формировании Д. играют подвижные игры занятия ритмикой, гимнастич упражнения, а также рисование, лепка, конструирование, обучение элементарным трудовым навыкам.

По мере овладения языком у детей появляется словесная регуляция Д. На ранних генетич. стадиях, как показал Л. Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер взрослый дает ело весную инструкцию, а ребенок ее выполняет. На этой основе у ребенка в дальнейшем возникает саморегуляция Д. при помощи речи — сначала внешней, а затем и внутренней. Это знаменует собой переход на высший, специфически человеческий уровень развития Д. выполняемых в соответствии с социально поставленной целью.

Просмотров: 1405
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Вероятность рождения ребенка данной очередности (PARITY PROGRESSION RATE)
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Второе значение образования как результата
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Дневники ребенка
  • ДОМ РЕБЕНКА
  • дом ребенка
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
  • Педагогическое общение: образ ребенка
  • Пособие на ребенка
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Рефлекс Переса у новорожденного ребенка
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Субъективный образ мира у ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь