ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

один из принципов обучения; соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. Познават. . возможности учащихся развиваются только в активной умственной деятельности путём последоват. усложнения тех уч. задач, к-рые вызывают напряжение интеллектуальных и физич. сил школьников, содействуют формированию таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость. В отеч. дидактике Д. о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развитая учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см. Зона ближайшего развития).

Гл. источниками трудности в процессе обучения являются сложность, объём содержания образования, уровень подготовленности учащихся к усвоению уч. материала, недостаток времени, отводимого на усвоение того или иного содержания, неадекватность методов целям обучения.

Целенаправленное и постепенное повышение сложности содержания должны обеспечивать учебные программы. Регулирование объёма материала в единстве с регулированием его сложности — задача и авторов уч. пособий. Учебник представляет учителю и учащимся модель той деятельности, к-рая обеспечивает как полноценное усвоение содержания образования, так и развитие познават. возможностей и способностей учащихся. Эта модель соответствует «усреднённому» представлению о возможностях учащихся того или иного возраста. Задача учителя — творчески использовать эту модель.

Различают структурную и содержательную сложность уч. предметов. Структурная сложность обусловлена кол-вом элементов содержания, их разнообразием, связями между ними. Содержат, сложность характеризует качеств, сторону уч. материала, напр. удалённость системы знаний от обыденных представлений учащихся. Одним из средств подготовки учащихся к преодолению содержат, сложности предметов, представляющих собой основы наук, является постепенный переход от более простых и мелких к более сложным и крупным элементам содержания, от отд. понятий — к системам понятий и законам, от законов — к основам науч. теорий. Регулирование объёма на уч. знаний для шк. образования зависит от того, какие элементы структуры науки (идеи, законы, принципы) выбираются в качестве ведущих.

Осн. источником трудности при усвоении предметов, формирующих у учащихся эстетич. отношение к действительности, является переход от одного уровня осмысления к другому: от эмпирического к теоретическому — при изучении науч. материала; от наивного реализма к подлинно худож. восприятию — при изучении лит-ры; от навыков и умений воспроизводить материал языка к творческому его использованию в новой ситуации.

Для обеспечения Д. о. учителю важно знать, в чём сложность изучаемого материала — в специфике темы или в сложности построения текста, заданий учебника. Сложность текста учебника имеет неск. уровней: сложность содержания, отражающая сложность вводимого материала; логич. сложность; языковая сложность. Логич. сложность текста зависит от того, представлены ли в нём в явном виде все опорные знания, посылки и следствия. Тексты, в к-рых присутствуют все эти компоненты, не представляют сложности для учащихся, они полезны в тех случаях, когда излагается особо сложный материал, а также в начале изучения курса. Более сложен для учащихся текст, в к-ром опущены опорные знания и часть логич. ходов. Такие тексты развивают мышление, вносят в обучение элемент проблемности. Текст может быть построен индуктивно или дедуктивно. Чтобы попять текст, построенный индуктивно (более сложный для учащихся), необходимо, как правило, указать цель рассмотрения фактов, выделить главное. Дедуктивное изложение имеет в этом отношении преимущества перед индуктивным, т. к. начинается с выяснения осн. идеи. Для достижения доступности текстов важно показывать статус знаний и излагать материал по схеме, адекватной структуре данного вида знаний.

Уровень языковой сложности текста зависит от используемой в тексте лексики, от синтаксич. сложности и длины предложений. Понимание затрудняют также употребление излишней терминологии, редких слов. Источником трудности может выступать и объём текста. Для понимания сжатого текста требуются пояснения, повторение нек-рых положений, конкретизация, обобщение.

Сложность заданий может быть обусловлена сложностью материала или сложностью деятельности учащихся по выполнению задания. Репродуктивная деятельность менее сложна, чем продук тивная, однако и менее интересна для учащихся, быстро надоедает и вызывает утомление. Для преодоления трудности заданий и развития мышления учащихся необходимо постепенное повышение их сложности. Важным для Д. о. является и вопрос. о кол-ве заданий и их соотношении с текстами. Преобладание заданий над текстом характерно для учебников по языковым предметам и математике

Неподготовленность учащихся к усвоению содержания образования может быть связана с их возрастными особенностями, предшествующим обучением и выражаться в недостаточности запаса знаний, представлений, неразвитости умений и навыков, операций познават. деятельности, несформированности отношений и пр. Полнота, глубина, систематичность и др. качества знаний достигаются в ходе их восприятия и преобразующего воспроизведения, применения в знакомой (упражнение) или в новой ситуации, в творческой деятельности. Формирование умений и навыков происходит в результате планомерной работы над разл. их видами с помощью разнообразных пед. приемов Овладение приемами понимания уч текста связано с формированием у учащихся интеллектуальных умений (анализ, синтез и др.). Овладение умениями репродуктивной деятельности требует знания соответствующих правил, алгоритмов и выполнения упражнений по их применению. Опыт творческой деятельности учащиеся приобретают в процессе решения проблемных задач. Важнейшим мотивом уч. деятельности, влияющим на Д. о., выступают потребности и интересы школьников.

Границы Д. о. постоянно изменяются. наиб. часто трудности возникают, когда уч. материал далек от жизненного опыта, интересов учащихся. Одним из средств преодоления трудностей такого рода является установление внутрипредметных и межпредметных связей, связей между изучаемым материалом и внеучебными интересами учащихся (коллекционирование, спорт и т. д). Усвоение содержания образования во многом определяется методами обучения и зависит от сформи-рованности у учащихся рациональных приемов уч. деятельности.

Лит: Занков Л В, Дидактика и жизнь, M, 1968, Обучение и развитие, под ред Л В Занкова, M, 1975, Казан-скийН Г. Назарова Т С Дидактика. (Нач. классы) M, 1978 Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина M, Пе дагогика, под ред. Ю. К. Бабанского M, 1983 гл. 8, Цетлин В С Доступность и трудность в обучении M 1984

 

Просмотров: 1281
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь