|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович[12(24).9.1865, с. Сачковичи Черниговской губ., ныне в Брянской обл., - 2.11.1941, г. Пушкино Моск. обл.], деятель в области нар. образования и обществ.-пед. движения, проф. (1924), д-р пед. наук (1935). Учился в Моск. ун-те, окончил Киевский ун-т (1888). В 1891—97 работал в Петерб. к-те грамотности. По его инициативе и методике к-том проведена перепись рос. нач. школ, материалы к-рой обобщены Ч. в фундам. труде «Начальное нар. образование в России» (т. 1—4, 1900—05; совм. с Г А. Фальбор-ком). После 1897 один из организаторов изд-ва «Знание». Выступал с резкой критикой правительств, политики в области образования, за что был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905). активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (ВУС; 1905—07), избирался в его Центр, бюро. Стремился превратить обществ.-пед. движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Петерб. лиги образования. Внес на рассмотрение лиги проект создания при ней Центр, справочного бюро образования и воспитания, а также пед. б-ки, музея и архива, к-рые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения. В 1908—16 разработал (совм. с Фаль-борком и др.). демокр. программу реформирования системы рос. образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание шк. советов, в к-рые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через гос. органы с привлечением пед., кооперативных и др. обществ, орг-ций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Его труд «Настольная книга по нар. образованию» (т. 1—4,1899—1911; совм. с Фальборком). содержал полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам шк. и внешк. образования. После Февр. революции 1917 вошёл в К-т по нар. образованию при Мин-ве нар. просвещения Врем пр-ва (пред бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг к-та видных педагогов Под руководством Ч были разработаны осн. принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Врем положении «О единой общественной общеобразоват. школе» (окт 1917). После Окт революции 1917 в труде «Культура социальной личности» (не опубл, хранится в науч. архиве РАО). обосновал концепцию «единой общей гармонич. еской школы» С1919 работал в Новозыбковском уездном ОНО, с 1921 - в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Гос. б-ки по нар. образованию (1923). Одновременно до сер 20-х гг сотрудничал в науч. ин-тах Нар-компроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ Продолжал просветит деятельность среди учителей, инициатор издания справочной лит-ры для педагогов сов школы (пед. календари, спутники учителя и др.). В кон. 20-х гг посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематич. пед. библиографии в России). Работал гл. библиотекарем Гос. б-ки СССР. им В И Ленина (1928—33). С 1938 пред секции пед. библиографии Книжной палаты В кон 30-х гг предложил создать в АН СССР. секцию для разработки теоретич основ педагогики и нар. образования
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|