ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович

[12(24).9.1865, с. Сачковичи Черниговской губ., ныне в Брянской обл., - 2.11.1941, г. Пушкино Моск. обл.], деятель в области нар. образования и обществ.-пед. движения, проф. (1924), д-р пед. наук (1935). Учился в Моск. ун-те, окончил Киевский ун-т (1888). В 1891—97 работал в Петерб. к-те грамотности. По его инициативе и методике к-том проведена перепись рос. нач. школ, материалы к-рой обобщены Ч. в фундам. труде «Начальное нар. образование в России» (т. 1—4, 1900—05; совм. с Г А. Фальбор-ком). После 1897 один из организаторов изд-ва «Знание». Выступал с резкой критикой правительств, политики в области образования, за что был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905). активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (ВУС; 1905—07), избирался в его Центр, бюро. Стремился превратить обществ.-пед. движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Петерб. лиги образования. Внес на рассмотрение лиги проект создания при ней Центр, справочного бюро образования и воспитания, а также пед. б-ки, музея и архива, к-рые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения.

В 1908—16 разработал (совм. с Фаль-борком и др.). демокр. программу реформирования системы рос. образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание шк. советов, в к-рые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через гос. органы с привлечением пед., кооперативных и др. обществ, орг-ций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Его труд «Настольная книга по нар. образованию» (т. 1—4,1899—1911; совм. с Фальборком). содержал полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам шк. и внешк. образования.

После Февр. революции 1917 вошёл в К-т по нар. образованию при Мин-ве нар. просвещения Врем пр-ва (пред бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг к-та видных педагогов Под руководством Ч были разработаны осн. принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Врем положении «О единой общественной общеобразоват. школе» (окт 1917).

После Окт революции 1917 в труде «Культура социальной личности» (не опубл, хранится в науч. архиве РАО). обосновал концепцию «единой общей гармонич. еской школы» С1919 работал в Новозыбковском уездном ОНО, с 1921 - в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Гос. б-ки по нар. образованию (1923). Одновременно до сер 20-х гг сотрудничал в науч. ин-тах Нар-компроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ Продолжал просветит деятельность среди учителей, инициатор издания справочной лит-ры для педагогов сов школы (пед. календари, спутники учителя и др.). В кон. 20-х гг посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематич. пед. библиографии в России). Работал гл. библиотекарем Гос. б-ки СССР. им В И Ленина (1928—33). С 1938 пред секции пед. библиографии Книжной палаты

В кон 30-х гг предложил создать в АН СССР. секцию для разработки теоретич основ педагогики и нар. образования

Просмотров: 1730
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Государственные требования в области общего образования
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • Моделирование (в пед.)
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • уполномоченный орган в области образования
  • УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Услуги в области образования
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь