БЮЛЕР Шарлотта

(20.12.1893, Берлин, — 3.2.1974, Штутгарт), нем. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Проф. ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940). С 1970 през. Ассоциации гумани-стич. психологии. В 20—30-е гг. Б. возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, к-рая известна гл. обр. диагностич. исследованиями уровня психич. развития ребёнка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введённый Б. вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребёнка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», к-рый показывает, как развиваются разл. стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведённых в т. ч. био-графич. методом, является периодизация жизненного пути личности. Гл. движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, к-рая по-разному проявляется в разл. периоды жизни. Второй (американский) период творчества Б. (с 1940) посвящён изучению проблем осн. тенденций личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистич. психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Идеалистич. трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т. ч. и в отеч. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактич. материал, полученный Б. и её сотрудниками, а также нек-рые предложенные ею диагностич. методики сохраняют ввоё значение и для совр. науки.

Соч.: Das Seelenleben des Jugendlichen, Stuttg.; Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem, Gott.; Introduction to humanistic psychology, Mon-terey, [1972] (соавт.); Psyhologie im Leben unserer Zeit, Munch. — Z., [1977]; в рус. пер. — Социально-психол. изучение ребенка первого года жизни, М. — Л., 1931 (соавт.); Диагностика нервно-психич. развития детей раннего возраста, М., 1935 (соавт.).

Лит.: Логинова Н. А., Ш. Бю-лер — представитель гуманистич. психологии, ВП, 1980, № 1; Gegenwartsprobleme der Entwicklungspsychologie: Festschrift fur Charlotte Buhler, Gott., 1963. E. E. Соколова.

Просмотров: 1811
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Возрастная периодизация развития личности
  • Восточная философия: Поиски пути развития
  • Детерминанты развития психологии
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Интеллекта (умственного развития) коэффициент
  • ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ
  • История развития учения о патологии личности
  • Макрофазы развития личности
  • Мотивы развития личности
  • Общение (в психологии развития)
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • Периодизация развития личности
  • Психический материал развития
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Развития личности обобщенная модель
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация (в психологии развития)
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Факторы развития личности
  • Факторы риска в психологии развития
  • Формально-операциональный период развития интеллекта
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь