|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с.
Психический материал развитияПсихическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает формирование новых психических операций в психических процессах. Процессы ощущений. Можно выделить 13 видов ощущений в зависимости от видов образов: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) обонятельные; 4) вкусовые; 5) тактильные; 6) температурные; 7) болевые; 8) кинестетические; 9) равновесий; 10) вибрационные; 11) органические; 12) сексуальные; 13) эмоциональные (ощущения отношения своего Я к воспринимаемому, представляемому образу). Первые четыре вида ощущений известны. В тактильном ощущении отражаются характеристики объекта при прикосновении, трении, давлении. В кинестетических отражаются положения различных органов в пространстве относительно тела. Эти ощущения координируют работу костно-мышечного аппарата и служат предметом развития на уроках физкультуры и на уроках труда. Ощущения отвечают за положение всего тела в пространстве. Органические ощущения фиксируют изменения в работе внутренних органов. Высокоразвитые органические ощущения способствуют созданию оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отличительной чертой долгожителей является тонкое ощущение полезных и вредных воздействий на организм и благодаря этому быстрое устранение отрицательных воздействий. Эти ощущения необходимо развивать и формировать через них биологически и психически целесообразные привычки, способствующие оптимальному функционированию организма. Менее известны в литературе ощущения эмоций. Эмоция радости, любви, злости и т. п. формируются в организме человека. Это целостная реакция всего организма, где участвуют как психика, так и сома. Люди отличаются по своим ощущениям эмоций. Чем тоньше человек ощущает свои эмоции, тем более точно он может прогнозировать свои поступки, тем богаче его внутренняя жизнь. Значимые эмоции хранятся в памяти людей и являются знаниями в этой области. Восприятия. Восприятия отличаются от ощущений тем, что здесь, в отличие от парциальных характеристик, формируются целостные образы предметов и явлений. Обычно в литературе выделяют пять видов восприятий: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Представления. Это процесс воспроизведения вторичных образов. Если при ощущениях и восприятиях есть в наличии стимул, то в представлении его нет. Образ воспроизводится из хранилищ психики. В литературе не всегда четко отмечается количество представлений, существующих у человека. Можно утверждать, что существует представлений столько, сколько ощущений — тринадцать. Развитие представлений имеет большое значение для понимания учебного материала, так как дети с недостаточно развитыми представлениями с трудом его понимают и плохо запоминают. Воображение. Воображение — это психический процесс построения новых образов. В процессе воображения изменяется последовательность образов по отношению к последовательности, представленной в восприятии. У писателей обычно хорошо развит процесс воображения. В. Я. Ляудис отмечает, что во время пребывания А. С. Пушкина в лицее существовал кружок, в котором лицеисты упражнялись в развитии воображения. Это, возможно, послужило тому, что из этих стен в то время вышло много выдающихся людей. В настоящее время нельзя считать, что у учащихся эффективно развивается этот психический процесс [12]. Память. Существует тринадцать видов памяти, столько, сколько ощущений первичных образов. Выделяется четыре функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. В литературе имеется много технологий по развитию памяти. Однако в школе доминирует метод заучивания через повторение. Дети мало обучаются приемам запоминания. Необходимо увеличивать не только объемы памяти, но также скорость и арсенал приемов запоминания. Мышление. Можно выделить четыре типа мышления в зависимости от материала, который подвергается аналитико-синтетической обработке: предметное, образное, знаковое, символическое. В предметном мышлении операции проводятся с предметами: ребенок из песка делает различные предметы, рабочий обрабатывает деталь, женщина делает себе прическу и т. п. В образном мышлении материалом являются образы (наиболее распространенными являются зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические). В знаковом мышлении материалом являются знаки, которые обозначают предметы или явления. Слова являются одним из материалов знакового мышления. В символическом мышлении операции проводятся с символами. Это символы в алгебре и т. п. Они отличаются от знаков тем, что в разных ситуациях им придается различное значения либо они вообще не имеют значения. Слова без понимания смысла превращаются из знаков в символы. Раннее развитие символического мышления вызывает различные мнения о целесообразности такого подхода. Символическое мышление можно отождествить с отвлеченным. М. Доналдсон утверждает, что «... не приходится сомневаться, что, придавая столь большое значение отвлеченным способам мышления, мы превращаем получение образования в нашем обществе в трудное для человеческого интеллекта предприятие, предприятие, от которого многие отказываются уже на начальных этапах ([6], С. 97). А. Н. Уайхед, один из крупнейших современных мыслителей в области педагогики, утверждал: «Можно спорить, человеческая рука создала человеческий мозг или мозг создал руку, одно несомненно: связь между ними глубокая и взаимопроникающая» (Цит. по [6]). Знаковое и символическое мышление требует оторваться от образов, но оно оказывается наиболее продуктивным в плане понимания, когда базируется на образах и практических действиях. Как отмечалось выше, в своем труде «Стратегия гения» Роберт Б. Дилтс описывает феномен А. Эйнштейна: «Вместо слов или метематических формул Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений... Вербальные и математические плоды этих раздумий появились лишь после самого главного — творческого осмысления проблем» (Цит. по [2], С. 22). Таким образом, опора в процессе обучения в школе на символический (отвлеченный, абстрактный) психический материал может привести к тупику для некоторых детей. Это происходит прежде всего с теми, кто не может мыслить вне конкретных образов либо вне конкретных операций. Эти дети показывают низкие результаты по вербальным тестам, отстают в обучении. Как итог всего этого может наблюдаться их уход из школы. К тупику может привести обучение детей, которые легко усваивают символический (отвлеченный, абстрактный) материал. Легко осваивая символический учебный материал, они в дальнейшем могут испытывать огромные трудности при решении конкретных жизненных задач. Поскольку в настоящее время вводятся в школе различные учебники, основанные на разных подходах, то требуются очень глубокие научные обоснования того или иного подхода. Без всестороннего психологического обеспечения таких подходов в развитии детей могут быть непоправимые последствия. Можно выделить понятийное и допонятийное мышление. В понятийном присутствует понимание, в допонятийном происходит манипулирование материалом без понимания. Описанные выше различные подходы должны базироваться прежде всего на понятийной составляющей мышления. Мышление бывает логическое, критическое, креативное, интуитивное. В школе обычно занимаются развитием логического мышления. Критическое мышление в школе не приветствуется. Редко предоставляется ученикам возможность высказывать сомнения, возражать. Креативное (творческое) мышление — это набор таких операций, которые приводят к выходу за установленные рамки. Креативное мышление определяется оригинальностью, гибкостью, беглостью. Ниже будут даны тесты определения этих характеристик. Для развития мышления детей необходимо предоставить им возможность комбинировать с различным психическим конкретным материалом. А. Эйнштейн относил свои выдающиеся способности к комбинаторной игре со «знаками», «образами» и прочими элементами, как «визуальными», так и «мышечными». Эйнштейн писал: «Такая комбинаторная игра, по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления» (Цит. по [2], С. 22). В школе можно развивать продуктивное (креативное) мышление учащимся, используя мозговой штурм в разных его вариантах. Есть множество других педагогических технологий развития мышления учащихся. Речь. Речь — психический процесс, служащий средством передачи образов. Речь бывает устная и письменная, внутренняя и внешняя. В школе необходимо развивать грамотность, творческость, точность выражения мыслей, краткость, понятность выражения мыслей. Воля — это психический процесс, который направлен на преодоление препятствий, возникающих в деятельности человека. Для тренировки воли необходимы препятствия. Малые препятствия слабо развивают волю. Большие препятствия могут привести к отказу от деятельности, может произойти сшибка. Оптимальные препятствия тренируют волю в оптимальной степени, при этом для каждого человека оптимальный уровень свой. Развитие воли имеет огромное, основополагающее значение в развитии интеллектуальной сферы. Воля развивает интеллект, контролирует эмоциональную сферу. Об этом будет изложено подробнее в психологическом обеспечении процесса развития. Эмоции. Выделяют четыре базовые эмоции: любовь, страх, злость, агрессия. Мотивация. Развитие у учащихся желания заниматься, учиться и т. п. Психомоторика. Развитие у детей психомоторики необходимо для успешного усвоения умений писать и т. п. При описании педагогических технологий можно использовать обозначения действий, выполняемых педагогом и учащимися. Действия учащихся можно разбить на психические (внутренние) и физические (внешние) (рис. 6). Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|