|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
БАЗЕДОВ Иоганн Берн-хард(11.9.1724, Гамбург, — 25.7.1790, Магдебург), нем. педагог, основатель филантропизма. Изучал теологию и философию в ун-тах Лейпцига и Киля. Был домашним учителем, проф. в рыцарской академии в Соре (Дания). Пед. воззрения Б. складывались под влиянием идей Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо. В отличие от последнего осн. внимание уделял воспитанию детей из привилегиров. сословий. Свои пед. идеи изложил в трудах «Представление друзьям человека» («Vorstellung an Menschenfreunden», 1768), «Метод. руководство для отцов и матерей семейств и народов» («Das Metodenbuch fur Vater und Mutter der Familien und der Volker», 1770) и др. Цель воспитания, ориентированного на практику, видел в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества. Пропагандировал (одним из первых в Германии) идею религ. нейтралитета школы: по Б., дети из семей, не исповедовавших официально признанной в гос-ве религии, могли не посещать уроки вероучения. Предлагал реформировать обучение: ввести углублённое преподавание новых языков, природоведч. предметы, физич. воспитание. Сторонник использования ручного труда в целях воспитания, активных методов обучения, опирающихся на широко трактуемый принцип наглядности. Издал уч. пособие в 4 тт. «Руководство по первонач. обучению» («Elementarwerke», 1774), к подготовке к-рого привлёк художника Д. Ходовецкого. В дос-ступной форме учебник раскрывал перед учащимися панораму практич. использования знаний во мн. сферах человеческой деятельности, предполагая самостоят. работу с уч. материалом. Метод. принципы труда Б. оказали Значит. влияние на разработку уч. лит-ры и др. уч. пособий для школ. Свои пед. идеи Б. пытался реализовать в школе интернатного типа — филантропине, открытом в г. Дессау (1774, под руководством Б. до 1778). Это было сословное уч. заведение: уч-ся делились на пансионеров (дети состоятельных родителей, готовившиеся к продолжению образования, в т. ч. в ун-тах) и фамулянтов (дети из небогатых семей, будущие гувернёры и учителя). Филантропии Б. стал образцом для ряда др. подобных учреждений в Германии кон. 18 в. Соч.: Ausgewahlte padagogische Schriften, hrsg. von A. Reble, Paderborn, 1965. Лит.: Крупская Н. К., Нар. образование и демократия, Пед. соч. в 6 тт., т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной нем. педагогики кон. XVIII — нач. XIX вв., М., 1960. А. И. Пискунов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|