БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич

[16(28).4.1883, с. Верх. Ландех, ныне Ивановской обл., — 9.1.1939, Москва], искусствовед, педагог, дер искусствоведения (1936). Окончил ист. ф-т Юрьевского (Тартуского) ун-та (1911), Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина (1914). Работал в Цветковской (1917—25) и Третьяковской (1924—39) галереях в Москве. Одновременно преподавал в 1-м МГУ, Лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова, МИФЛИ. Б. — один из основоположников отечеств. педагогики изобразит, иск-ва; разработал теорию пофазного развития худож. способностей человека («Худож. творчество и воспитание», 1922, 1925). Выделил 3 фазы развития изобразит, деятельности, связанные с возрастными особенностями детей. Основой творч. развития личности Б. считал возраст 6—12 лет (вторая фаза), когда появляется созерцат. способность, умение задерживать внимание на восприятии или оценке результатов творчества. Впервые поставил проблему соотношения пед. воздействия и развития творч. способностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую жизнь». Это пед. требование, сформулированное в сер. 20-х гг., раскрывает осн. задачу, к-рую призвано разрешить иск-во сегодня; не каждый подросток или юноша станет художником, но « он должен стать творцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать художественное оформление жизни, бороться с антихудожественностью» («Худож. творчество и воспитание», 1925, с. 228).

Методика обучения изобразит, иск-ву Б. основана на воспитании личности через созидание «эстетич. обстановки», в к-рой проявляется внутр. мир ребёнка, формируются нравств. принципы, эстетич. вкусы. Отсюда гл. цель педагога-художника — научить ребёнка пользоваться цветом в объёмных изображениях, применяя метод отбора и комбинирования цветов. Большую роль в худож. развитии детей Б. отводил лепке и скульптуре, эстетич. экскурсиям, осн. цель к-рых — формирование творч. личности через восприятие и переживание произв. иск-ва.

Соч.: Исследования и статьи, М., 1981.

Лит.: К у л а с в К. В., А. В. Бакушинский, СП, 1983, №"1. К. В. Кулаев.

 

Просмотров: 1026
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F62" Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга
  • Авторитарное воспитание детей
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич (1883-1939)
  • Возрастная периодизация развития личности
  • Воспитание чужих детей
  • ГЕСЕЛЛЯ, ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ (или ШКАЛЫ)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • История развития учения о патологии личности
  • Коллективный иск
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Макрофазы развития личности
  • Мотивы развития личности
  • МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ФАЗЫ
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Периодизация развития личности
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Развития личности обобщенная модель
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Факторы развития личности
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь