АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

входит в Читинскую обл. Рос. Федерации. Пл. 19,6 т. км2. Нас. 77,2 тыс. чел. (1989). Центр — пос. Агинское.

Первым уч. заведением была ламаистская школа (осн. в 1813 Т. Тобоевым). В 1842 открыто приходское уч-ще для бурят, а в 1862 — миссионерская школа. В 60-х гг. 19 в. для детей агинских бурят выделялись места (ежегодно 16—30) в Читинском пансионе, а с 80-х гг. в Читинской гимназии.

В нач. 20 в. были открыты школы в сёлах Агинской степи (8 к 1917), охват обучением детей шк. возраста не превышал 4%. Действовали 8 ламаистских школ. Крупнейшим уч. заведением было Агинское уч-ще (с 1842, 1 год обучения), где работали учителя И. 3. Гантимуров, Б. Тороев и др. Допускалось обучение бурят на родном языке, для чего использовались пособия бурят, просветителя У.-Ц. Онгодова и др. Однако не была решена проблема школ для детей кочевников. Грамотность населения (перепись 1897) составляла: на рус. яз. — менее 1%; на монг. и тибет. языках — ок. 5%.

После установления сов. власти (1920) началась ликвидация неграмотности. Была развёрнута сеть ликпунктов. В 1923/24 уч. г. в Агинском аймаке действовало 19 школ 1-й ступени и 1 школа 2-й ступени (всего св. 660 уч-ся, св. 30 учителей). В Улан-Удэ, Чите и др. городах были изданы сов. учебники (в т. ч. для взрослых), авторами к-рых стали Г.-Л. Базаров, Б. Барадин и др. В 1930 открылся Агинский пед. техникум. С 1930 стал вводиться нач. всеобуч; в результате все дети в возрасте до 11 лет были охвачены школой. В 1931 применявшаяся ранее старомонгольская письменность была заменена бурятской (на лат. графич. основе), а в 1939 переведена на рус. графику. К 1940 нач. школы имелись в каждом сомо-не (сел. совете); всего насчитывалось 31 нач., 6 семилетних и 2 ср. школы (св. 5 тыс. уч-ся, св. 200 учителей). Получили развитие дошк. учреждения.

С 1933 для лучшего усвоения рус. яз. бурятами срок нач. обучения продлён до 5 лет. В 1950 начато введение 7-летнего всеобуча, ас 1960 — 8-летнего. В 1963/64 уч. г. имелось 49 школ (в т. ч. 27 нач., 15 неполных средних), в к-рых было св. 12 тыс. уч-ся. В 70-х гг. осуществлён переход к всеобщему ср. образованию молодёжи. Начиная с 60-х гг. обучение в школах постепенно переведено на рус. яз., родной язык изучался как предмет (6 ч в нед), изучение родной лит-ры, истории Бурятии носило эпизодич. характер. Сократился выпуск уч. лит-ры. После 1988 все учащиеся-буряты вновь получили возможность изучать родной язык с 1-го кл. С 1989 в 33 бурят, общеобразоват. школах (в т. ч. в 30 средних) все предметы до 5-го кл. изучаются на родном языке; в ср. и ст. классах обучение ведётся на рус. яз., бурятский изучается как предмет, введён факультативный интегративный курс «История и искусство Бурятии».

В 1992 в 61 дошк. учреждении (в т. ч. 55 дет. садах) насчитывалось св. 4,8 тыс. воспитанников (46% детей соответствующего возраста). В 48 общеобразоват. школах (39 ср., 3 неполные ср., 6 начальных) св. 18 тыс. уч-ся. Вечерним обучением охвачено 200 уч-ся. В школах занято св. 1,8 тыс. учителей, в т. ч. св. 72% с высш. образованием. Пед. работников высшей квалификации для школ округа готовят пед. ин-ты Читы и Улан-Удэ (бурят, отделение с 1933), средней — Агинское пед. уч-ще. Для повышения квалификации действует сеть метод. кабинетов. Работает Агинская лаборатория (с 1990) НИИ нац. проблем образования. Среди внешк. учреждений 3 Дома школьников, 4 муз., 2 худож. школы, 6 ДЮСШ, станции юннатов, туристов. Имеется СПТУ сел. механизаторов. Специалистов высш. и ср. квалификации целевым назначением для округа готовят уч. заведения Рос. Федерации (при необходимости — с внеконкурсным зачислением).

Лит.: Андреев В. И., История бурят, школы, Улан-Удэ, 1964; Тумунов Ж., Развитие шк. образования в Агинском Бурят, нац. округе, 1842—1970, Иркутск, 1973 (Автореф. дисс.). С. Б. Гансоронов.

 

Просмотров: 1355
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • дидактика высшей школы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь