|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.
Идентичность(лат. идентикус - одинаковый, тот же) - "1) свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях. 2) Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других". "Идентичность - психологические представление человека о своём Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). В социальных науках различаются социальная идентичность (отождествление себя с социальной позицией, или статусом), культурная идентичность (отождествление себя с культурной традицией), этноческая идентичность ( отождествление себя с той или иной общностью, или группой). Идентичность приобретается человеком в ходе индивидуального развития. По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения различных ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его идентичность складывается к концу юношеского возраста. Различаются позитивные и негативные идентичности. Закреплению негативной идентичности ("преступник", "сумасшедший" и т.д.) индивида может способствовать практика "навешивания ярлыков", специальное или групповое давление. Возможна утрата индивидом идентичности, связанная либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата идентичности проявляется в таких явлениях, как отчуждение (отстранение от каких-либо сторон себя), деперсонализация 9ощущение собственной нереальности, потеря "лица"), аномия ("потеря имени"), маргинализация (промежуточное, пограничное общественное положение), психические расстройства, ролевые конфликты, девиантное (отклоняющееся) поведение и др. Кризисы идентичности в индивидуальной жизни, связанные с возрастными кризисами, универсальны (характерны для всех людей). В период быстрых изменений в социокультурной системе кризис идентичности может принимать массовый характер, что может иметь и негативные, и позитивные последствия (обеспечение возможности закрепления технических новшеств, новых традиций, социальных ролей, норм, образцов, структурных изменений, адаптации индивидов к изменениям и т.п. ). Вместе с тем механизм идентичности является необходимым условием преемственности социальной структуры и культурной традиции". Понятие "идентификация" характеризует процесс, развертывание, формирование идентичности в индивидуальном развитии. В психоаналитической традиции идентификация трактуется как центральный механизм, обеспечивающий способность Я к саморазвитию. Понятие "идентификации" широко используется в социологии и социальной психологии; здесь идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, состоящий в принятии индивидом социальных ролей, усвоении социокультурных образцов и моделей поведения. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|