ЗВУЧАЩИЙ ТЕКСТ

это любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному). Реально существующие в речи типы 3. т. представляют собой жанровые разновидности того или иного стиля, а нередко того и другого одновременно. На основании общности ритмико-интонационных характеристик выделяются следующие жанры 3. т.: а) информативные (тексты официально-деловые, публицистические, научные); б)убеждающие (аналитические жанры публицистики, спонтанные и неспонтанные); в) воздействующие (рисующие, аффективные с подразделением на прозаические и стихотворные); г) с функцией общения (разговорные тексты). Информативные жанры звучащей речи в основном читаются профессиональными дикторами, корреспондентами, общественными деятелями, учеными. Для них характерны: обезличенность манеры произношения (голоса дикторов различаются в основном тембром, по интонации они в основном совпадают); нарочитая официальность звучания; наличие дикторских пауз (их скопление в концовках сложных интонационных целых, большое количество нереальных грамматических пауз); ступенчатое падение тона, создающее своеобразную границу между микротемами (информационными блоками); простота и однообразие интонации; ускоренный темп (90 слов/мин); неровный ритм (часты большие междуударные интервалы) и др. Убеждающие жанры могут быть научного, публицистического стиля. Паузы колебания достаточно часты, логические ударения создаются в основном нейтральным способом, распространен способ удлинения различных частей слова и фразы; темп средний или ускоренный, изменчивый для спонтанных и стабильный для неспонтанных текстов; ритм слабо организован; характерны оценоч-ность, экспрессия, относительная свобода в построении текста. Воздействующие жанры литературно-художественной речи обладают сложной интонацией, большим диапазоном высоты тона, подчеркнутой индивидуальностью произношения; богатством психологических пауз, широким спектром их значений; разнообразными по способам выражения логическими ударениями; индивидуальной манерой говорящего; темп средний или замедленный, преимущественно ровный. Общенческие (разговорные) жанры представляют собой такие спонтанные тексты, приметами которых являются неподготовленность, неофициальность и непосредственность общения. Часто это эмоционально спокойная, размеренная речь. 3. т. бывают спонтанными, неспонтанными, подготовленными, неподготовленными. Устный текст в устной форме речи (фольклор, публичная речь, разговорная) выделяется в противоположность письменному тексту. Разговорный, рождающийся в повседневном общении, выделяется в противоположность книжным текстам. Спонтанный текст, создаваемый непосредственно в момент речи, противоположен неспонтанному (подготовленному). Подготовленный текст — имеющий готовую письменную форму, более или менее развернутую, подготовленный к озвучиванию, т. е. предварительно прочитанный, усвоенный, размеченный (выделены логические ударения, расставлены паузы, определен темп и пр.) и реализуемый на основе словесной импровизации. Неспонтанные тексты — говоримые с опорой на письменный текст, но не заученные наизусть (устные рассказы, юмористические зарисовки, анекдоты), а предполагающие словесную импровизацию. Лит.: Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1977; Иванова-Лукьянова Т.Н. Ритмико-интонационное строение текста. — М., 1991; Ладыженская ТА. Живое слово. — М., 1986. О. М. Казарцева

Просмотров: 1761
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Аналитическая журналистика и ее жанры
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
  • ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
  • ГЕНО-ТЕКСТ, ФЕНО-ТЕКСТ
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Жанры журналистского творчества в СМИ
  • Жанры публицистики
  • ЖАНРЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в античности
  • ПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Текст
  • ТЕКСТ
  • ТЕКСТ
  • ТЕКСТ
  • Текст
  • ТЕКСТ
  • ТЕКСТ
  • Текст
  • ТЕКСТ
  • ТЕКСТ
  • ТЕКСТ-УДОВОЛЬСТВИЕ --ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ
  • Текст 
  • ТЕМП РЕЧИ
  • Темп речи
  • ТЕМП РЕЧИ
  • ТЕМП РЕЧИ
  • ТЕМП РЕЧИ
  • ТЕМП РЕЧИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь