ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс

— в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени (в Италии - 14-16 вв., в других странах - конец 15-16 вв.). Отличительные черты - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. В эпоху В. появился новый взгляд на мир и человека. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху В. Педагогическая мысль В. значительно опережала реальную школьную практику, как правило, сохранявшую традиционную для Средневековья форму. Педагогика В. развивалась в острой полемике со схоластической педагогикой средних веков. Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиционные методы преподавания, невежество учителей и пр. На становление гуманистической педагогики сильное влияние оказал Франческо Петрарка, указавший на важнейшую роль гуманитарных наук, изучающих человека и воспитывающих его. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражданского служения, гармоничного развития и физического воспитания, так и эллинистические и позднеантичные учения, в которых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования. В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия. Они реформировали традиционную систему семи свободных искусств; был расширен тривиум (в него были включены история, моральная философия, поэзия). В 16 в. возросло значение квадривиума и примыкавших к нему естественных наук. В эпоху В. сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения - принцип "мягкой руки", широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью (Альберти, М. Монтень и др.) сделала осн. критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Мн. педагоги В. выступали за разностороннее (энциклопедическое) образование (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, Х.Л. Вивес и др.). Развивались идеи самообразования (Л. Бруни, Р. Ашам) и были предложены возможности его осуществления (публичные лекции Т. Мора). Деятели В. большую роль отводили семейному воспитанию. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравственной атмосферы; в семье должны были заботиться о физическом здоровье детей, прививать им первые нравственные понятия; обязанность отца - обеспечить хорошее образование детям. Педагогическая практика гуманистов осуществлялась чаще всего в частных школах. Наиболее известны итальянские "Дом радости" Витторино да Фельтре и школа Гуарино Веронезе в Ферраре, на базе которой возник университет (1442). В университетах, средневековых по характеру, гуманистическое образование развивалось слабо; только некоторые университеты имели гуманистические кафедры. Педагогическая мысль В. утверждала доступность образования независимо от общественного и имущественного положения ученика. Однако равные возможности могли использовать только сравнительно узкие слои: выходцы из феодально-аристократических и богатых городских семей и дети гуманистов. Педагогическая мысль В. оказала влияние на европейскую педагогику теоретическими положениями, подтверждёнными практикой. Главными среди них были идея гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей. Гуманистическая педагогика пыталась решать существенные проблемы связи природы и воспитания, образования и нравственности, природы и нравственности и др. Отдельные дидактические принципы педагогики В.: признание добровольного и сознательного характера обучения, принцип наглядности в обучении и другие получили дальнейшее развитие.

Просмотров: 665
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Педагогическая модель обучения
  • Педагогическая модель обучения
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой
  • Принцип связи обучения с практикой
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Социально-педагогическая культура человека
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь