УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

— вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно- правовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения; формируются и органы У.о. - государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел - "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий. В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управление школой стало жёстко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, создана правовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о. отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996). Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовки и повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблема управления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина. Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления. См. также Менеджмент в образовании, Министерство образования

Просмотров: 1654
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений
  • ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ДЕЦЕНТРАЦИЯ (ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновационные процессы в системе образования
  • Материально-техническая база обучения военнослужащих (учебная материально-техническая база (УМТБ) подготовки органов управления и войск)
  • Методы социального управления
  • МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Стиль управления (руководства) офицера
  • ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (алгоритм)
  • УПРАВЛЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, ТЕОРИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Условия эффективного управления конфликтами
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь